Обработка камня своими руками в домашних условиях
Большинство природных минералов имеет бесформенный вид. Обработка природного камня позволит получить красивую структуру, которая подчеркивает изящество будущего изделия.
Необходимые документы
Обработка камня своими руками в домашних условиях будет осуществляться электроинструментом и подручными средствами. В первую очередь при покупке минерала необходимо получить от производителя перечень свойств материла. В ином случае посмотреть характеристики в справочнике. Понимание свойства материалов необходимо для подбора подходящего инструмента в зависимости от твердости, хрупкости и т.п.
Для замены рабочего органа в электроинструменте воспользуйтесь инструкцией. Операционных инструкций не существует. Все действия выполняются на усмотрение рабочего. При работе воспользуйтесь лишь рекомендациями к технологическому процессу.
Технология обработки
Перед механической и химической обработкой необходимо распилить камень на небольшие части. Резку рекомендуется осуществлять при помощи болгарки специальным диском по камням. Небольшими кусками перерабатывать минерал становиться удобнее.
Обработка натурального камня в домашних условиях подразделяется на два вида:
- физико-механическая;
- механическая.
Механический вид является классическим и к нему относятся: резка, рубка, полировка, шлифование. Подобные методы не требует дорогостоящего специализированного оборудования и подходят для работы в домашних условиях.
К физико-механическому виду относят: ТВЧ, термоактивные газовые горелки и т.д. Для физико-механических способов обработки камня необходим специализированный цех и дорогостоящее оборудование.
При домашней обработке достаточно применить следующие способы обработки природного камня:
- шлифование;
- полирование.
При обработке в домашних условиях выделяется отдельная комната, потому что в процессе работы образуется много пыли. Помещение должно быть снабжено вытяжкой или должна быть предусмотрена качественная естественная вентиляция. Работнику рекомендуется пользоваться средствами индивидуальной защиты (перчатки, респиратор, халат). Все виды работ выполняются при постоянной подаче воды, поэтому в помещении требуется наличие канализации или следует протянуть соответствующие шланги.
Обработка гранита в домашних условиях включает в себя следующие процессы:
- резка;
- полировка и шлифование;
- брашировка;
- высверливание отверстий;
- термообработка.
Шлифовка
Шлифование – это процесс абразивного обтачивания, в котором в качестве режущего инструмента используется шлифовальный круг. Данная операция выполняется в несколько этапов с последующим уменьшением зерен рабочего инструмента. Вначале происходит обдирка, т.е. убирается верхний слой. Затем производят среднюю и тонкую доводку. Потом используют технику лощения: минерал имеет минимально возможную шероховатость при данной операции.
Для шлифования используются самые разные машины:
- Ручные колотые ножи-точилки (точильные диски).
- Ручные электроинструменты, такие как угловые шлифмашины.
- Различные виды дорогих промышленных станков, называемые станками для шлифовки.
- Настольные шлифовальные машины.
Полировка и финишная обработка
Полировка камня осуществляется при помощи ручного вращающегося инструмента, часто называемого Dremel. Чтобы начать шлифование камней, важно убедиться, что используются защитные очки и перчатки. Полировщик камня убирает острые края и щели, чтобы облегчить процедуру.
Полировка мрамора в домашних условиях осуществляется при помощи полировального порошка с использованием кристаллизатора. Следует помнить, что с целью отшлифовать нельзя применять ни в коем случает не предназначенные для полировки средства, например, абразивный полироль для автоэмали и т.д.
Последним шагом будет финишное очищение. Полировщик наполняет ведро горячей мыльной водой и удаляет всю грязь и остатки с минерала. Можно использовать старую зубную щетку, чтобы проникнуть в любые щели и удалить остатки грязи.
Общие рекомендации
Помимо шлифовки и полировки применяется и химическая чиста. Обработка поверхности камня должна осуществляться, исходя из свойств материла. Не стоит пренебрегать различными инструкциями и рекомендациями. Важно соблюдать все меры безопасности в ходе работы.
Читайте также:
Часто бывает так, что сердце любимого вами человека уже занято. Или, к примеру, у вас…
Как чистят семечки на производстве, зависит от того, какие семена требуется избавить от несъедобной части.…
Серебряные вещи будь то кольцо, браслет, нательный крестик или столовые приборы имеют тенденцию к почернению.…
Способы обработки и облагораживания драгоценных камней
Ювелирные камни и самоцветы ценятся за прозрачность, способность преломлять свет или же за красивую окраску и затейливые узоры, если речь идет о непрозрачных минералах. Однако, глядя на добытые из породы образцы, сложно увидеть красоту, спрятанную внутри. Чтобы показать и подчеркнуть достоинства самоцветов, добываемое сырье подвергают дополнительной шлифовке, полировке или огранке. Именно обработка камня позволяет раскрыть лучшие свойства природного сырья и повысить его стоимость.
Что такое облагораживание камней
Природные минералы с высокими показателями прозрачности и насыщенной окраской — большая редкость. Большинство добываемого сырья имеет мелкие дефекты, неравномерную или бледную окраску. Чтобы улучшить качество и характеристики ювелирных камней, были разработаны методы их облагораживания. В отличие от природных самоцветов, облагороженные образцы стоят дешевле. Более того, в сопровождающих документах должна быть указана информация о том, был ли минерал облагорожен.
Облагораживание — это обработка уже ограненных кристаллов или натурального необработанного камня
Она состоит в целенаправленном физико-химическом воздействии на сырье, в результате чего удается добиться повышения ключевых потребительских качеств минералов.
Например, ювелиры заметили, что при нагревании прозрачных или слабоокрашенных кристаллов аметиста, которые имеют невысокую рыночную стоимость, можно получить востребованные желтые камни, напоминающие цитрины. Популярными стали минералы с зональной окраской, называемые аметринами: при нагревании аметиста лишь с одной стороны получается кристалл желтый с одного конца и фиолетовый с другого.
Основные способы облагораживания камней, которые приняты в ювелирной индустрии и считаются допустимыми:
- Отжиг (термическая обработка). В результате воздействия высоких температур многие минералы приобретают более насыщенную окраску. Кроме того, этот метод используют для устранения нежелательных оттенков (например, синих у рубинов) или включений (например, рутила в сапфирах).
- Обработка маслом — применяется в тех случаях, когда необходимо скрыть трещины. Процесс облагораживания состоит в том, что в раскол, из которого выкачаны воздух и вода, под высоким давлением впрыскивается масло, имеющее схожий коэффициент преломления. В результате трещины становятся практически незаметными.
- Обработка эпоксидной смолой, как и промасливание, улучшает показатели прозрачности образцов и повышает их прочность.
- Радиоактивное облучение — основной метод получения редких в природе голубых топазов, цветных алмазов и кварцев. В зависимости от вида минерала используется рентгеновское, ультрафиолетовое, гамма-излучение или воздействие потока энергетических частиц (нейтронов, протонов, электронов или альфа-частиц).
- Нанесение покрытия — позволяет получать кристаллы с необычной окраской, например, после нанесения на поверхность топаза тончайшей пленки из драгметаллов получают мистик-топаз, отличающийся радужными переливами.
Виды обработки камня
Облагораживание камней — лишь один из этапов обработки самоцветов, который не является обязательным. Перед тем как попасть в руки ювелира и стать частью украшения, все ювелирные камни проходят через процесс обязательной обработки. Ее методы подбирают в зависимости от основных физико-химических свойств минерала: прозрачности, твердости, наличия или отсутствия рисунка.
Современная обработка включает следующие способы:
- Распил породы — осуществляется на станках, оснащенных ленточными, дисковыми или канатными пилами. В качестве альтернативного варианта промышленной распиловки добываемой породы для этой цели используют лазер.
- Обдирка — придание сырью предварительной формы.
- Шлифовка — промежуточный этап, который позволяет получить равномерную шероховатость поверхности камня и лучше оценить его форму.
- Лощение — раскрывает рисунок и структуру минерала, для чего используются шлифовальные круги с напылением шлифовальных порошков.
- Огранка — вместе с предыдущими методами является неотъемлемой частью обработки прозрачных драгоценных камней, в результате которой удается максимально полно раскрыть блеск и светопреломление минералов.
- Полировка — финальная стадия, в результате которой поверхность камня приобретает зеркальный блеск.
- Гравировка — декоративный вариант обработки, который состоит в нанесении рисунка на поверхность.
Инструмент для обработки в домашних условиях
Обработка природного ювелирного или поделочного камня в домашних условиях может включать резку, полировку, гравировку и шлифовку самоцветов. Все действия следует проводить только с непрерывной подачей воды, которая удаляет каменную пыль и охлаждает поверхность камня и инструмента.
В зависимости от вида воздействия потребуются следующие инструменты:
- система непрерывной подачи воды — можно использовать губку или капельницу;
- станок для резки или болгарка с алмазными пилами — для распиловки твердых образцов;
- ножовка по металлу подойдет для мягких камней, например, для гагата или янтаря;
- тиски или струбцина — для крепления образца;
- шлифовальный станок;
- бормашина поможет в проделывании отверстий в камне, шлифовке и полировке, если подобрать подходящие насадки;
- гравировальный набор можно использовать как для нанесения рисунка, так и для полировки;
- наждачная бумага с различной зернистостью;
- шлифовальные и полировочные диски различной текстуры;
- шлифовальные порошки и алмазные пасты, например, паста гои;
- квадрант — устройство для измерения и установки углов наклона, без которого невозможно нанести геометрически правильные грани;
- кич — стержень, на который крепится кристалл на время полировки или огранки.
Самостоятельная распиловка и накол
Обработка драгоценных и полудрагоценных камней — это компромисс между двумя стремлениями. С одной стороны, необходимо сохранить максимальный размер и вес готового изделия, с другой — придать идеальную форму или огранку, учитывая структуру и качество материала. Исходя из этих условий, специалисты, которые занимаются камнеобработкой, определяют необходимый размер и форму заготовок.
Чтобы расколоть кусок породы, можно использовать специальные приспособления, например, струбцину с двумя зубцами, изготовленными из закаленного металла. Для раскола больших кусков можно просверлить дырочки или сделать насечку по границе скола и последовательно пробивать линию среза, используя клинья и молоток.
Чтобы самостоятельно разрезать породу, можно купить готовый станок или собрать собственный, например, на основе электросверлильного прибора, оборудовав его системой непрерывной подачи воды. В качестве таковой можно использовать смоченную губку или поролон, если удерживать ее левой рукой в момент распила. Однако для соблюдения техники безопасности лучше использовать обе руки во время проведения работ, поэтому под рабочий стол с самодельным станком можно поставить поддон с водой, которая будет охлаждать режущий диск пилы.
Если в образце, который необходимо разрезать, есть трещины, их нужно проклеить эпоксидным клеем для большей прочности. Такая технология позволяет избежать нежелательных расколов материала в процессе распиловки. Перед тем как залить в трещины клей, камень надо прогреть на электроплите, чтобы испарилась влага. Когда минерал остынет до 60 ℃, можно нанести клей, стараясь, чтобы он проник глубже внутрь разлома. Когда клей высохнет, переходят к резке.
После того как сырье распиливают на кусочки, их отправляют на обдирку, в ходе которой заготовки приобретают приблизительные размеры и формы. Для этого используются крупнозернистые шлифовальные круги.
Как отполировать до блеска
Если облагораживание драгоценных камней предполагает изменение их свойств, то полировка использует качества, присущие самому минералу, и подчеркивает его природные достоинства.
Главный секрет успешной полировки в домашних условиях — постепенная смена абразивов: от более крупных к более мелким. В завершении процесса лучше использовать мягкие полировочные пасты в зависимости от типа минерала.
Подготовка к полировке
Полировка — финальный этап обработки натурального камня. После этого самоцветы можно использовать как вставки в украшениях и иных ювелирных изделиях.
Перед тем как перейти к полировке камня своими руками, он должен быть отшлифован. То есть его поверхность надо предварительно выровнять. Сделать это можно как вручную, используя наждачную бумагу, обернутую вокруг твердой основы и смоченную водой, так и с помощью специального инструмента.
Для шлифования, помимо станка, можно использовать болгарку или бормашину, на которые потребуется установить специальные насадки. Отшлифованная поверхность камня будет ровной и гладкой, но еще без зеркального сияния.
Чтобы отполировать минерал до блеска потребуются притиры из войлока, кожи или ткани, а также полировальные пасты или увлажненные тонкозернистые порошки — окиси хрома, диамантина, алмаза или трепела. Материалы следует подбирать в зависимости от особенностей обрабатываемого сырья.
Популярным средством для полировки камней является войлок в сочетании с алмазным порошком, но он не подходит для минералов с неоднородной структурой — волокнистой или зернистой. Поскольку они склонны к недополировке: на их поверхности часто образуются лунки или выступы. Для полировки таких минералов лучше использовать дерево или кожу.
Как происходит процесс
Завершающая обработка поверхности ювелирного камня проходит в несколько этапов:
- Чтобы подготовить полировочную поверхность к работе, необходимо смочить ее водой с небольшим содержанием моющего средства.
- Нужно дать полировальщику поработать вхолостую, чтобы влага равномерно распределилась и ушли излишки.
- Нанести на планшайбу алмазный порошок.
- Двигаясь от центра к краю, начинают полировку изделия, прижимая его с усилием к поверхности планшайбы.
- По мере высыхания поверхности трение будет усиливаться, тогда потребуется больше усилий, чтобы удержать кристалл.
- Чтобы не допускать перегрева рабочей поверхности, на нее периодически должна подаваться вода. Чтобы правильно отрегулировать ее подачу, следует учитывать, что чем тверже камень, тем большего давления и более сухой поверхности планшайбы требует его полировка.
- В завершении необходимо отполировать поверхность мягким материалом, например, войлоком.
В процессе работы следует учесть, что если шлифовальный станок имеет возможность изменять скорость вращения, то чтобы избежать недополировки образцов, надо выбирать показатели в пределах 500–2000 оборотов в минуту.
Обработка камней в домашних условиях — интересное хобби, которое может приносить доход. Работа с драгоценными минералами требует определенных навыков и знаний. Однако, кроме самоцветов, обрабатывают и более простые камни, например, булыжники или гальку: на их поверхность можно нанести гравировку, а также использовать красивые образцы в оформлении интерьера или сада.
Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста
Огранка — технологический процесс обработки драгоценных и полудрагоценных камней для придания им определённой формы и максимального выявления их игры и блеска. Известны различные способы огранки, многие из них носят название того или иного драгоценного камня, для которого этот способ дает наиболее эффектный результат. Огранкой принято также называть сам ограненный камень. Качественно выполненная огранка существенно повышает стоимость драгоценного камня, в то же время неправильная огранка может «убить» камень, внести в него дефекты.
Из этого кристалла аметиста можно огранить великолепный камень ювелирного качества.
Для этого нам понадобятся:
Квадрант — инструмент, предназначеный для измерения и установки углов наклона в вертикальной плоскости от 0 до 90°;
Алмазные диски — планшайбы с алмазным покрытием для стачивания поверхности кристалла, его огранки и полировки;
Два кича — металлический стержень, на который крепится кристалл;
Оборудование гранильной мастерской кажется весьма незатейливым. Для начала производится изучение строения кристалла, выявление внешних и внутренних дефектов с целью выбора оптимального вида огранки для каждого конкретного камня. Внутренние дефекты выявляют, используя лупу 6-кратного увеличения и направленный свет.
Перед мастером на столе вращается покрытая абразивом планшайба станка. В руках гранильщика инструмент, называемый квадрантом и отдаленно напоминающий морской секстант на длинной ручке. Ручка завершается двуногим упором. С противоположной стороны к головке крепится кристалл. Он приклеен с помощью мастики к металлическому стержню, который удерживается цанговым захватом. Мастер ставит двуногу на ровную поверхность, опускает ручку вниз и на какое-то мгновение прижимает кристалл к абразивной планшайбе. Потом придирчиво осматривает получившуюся грань. Если результат устраивает, гранильщик с помощью ручек настройки изменяет положение кристалла относительно головки на строго заданный угол. Снова прижимает кристалл к планшайбе, и появляется следующая грань. Потом снова зрительный контроль. Огранка — это работа, требующая большого опыта, знаний и постоянной проверки сделанной работы.
На фото показаны основные этапы работы по огранке кристалла.
На обдирочной шайбе, на которую постоянно поступает вода, обтачиваем камень. Это начальный этап обработки.
Для дальнейшей работы необходимо приклеить камень. Для этого используем специальный клей-мастику.
Затем стержень крепится к делительной головке квадранта цанговым зажимом. Начинается процесс обдирки (обточки) — это обработка, применяемая для будущих ювелирных вставок при получении основного профиля камня.
На станке обдирочная шайба. Она отличается от ограночной (фото ниже) более грубым размером зерна. На шайбу подается тонкой струйкой вода, чтобы процесс обдирки был более удобный.
С помощью квадранта выставляем углы и задаем форму камня. При этом пользуемся штангенциркулем, чтобы проверять не «ушел» ли размер.
После того, как форма задана, меняем шайбу. Теперь на станке ограночная шайба.
Огранка — это создание на поверхности камня ряда геометрически правильных плоскостей, граней, от которых будут отражаться и через которые будут преломляться попадающие внутрь кристалла световые лучи. После многократного внутреннего отражения и преломления лучи света разделяются на спектральные составляющие и, покидая камень, создают игру оттенков на его поверхности. Также — это процесс устранения некоторых природных пороков, которые могут встречаться в минералах (включений, трещин, выколов и т. п.).
У ограненного камня выделяют верхнюю часть (корону) и нижнюю — (павильон).
С помощью квадранта выставляем грани павильона. Так как камень гранится в два приема: сначала низ, потом верх, доводим одну из сторон до финиша. Мне удобнее начинать с павильона.
В очередной раз меняем шайбу. Теперь на станке полировальная шайба.
Полирование — придание отшлифованным поверхностям зеркального блеска.
Для этого потребуется алмазная паста, лупа, несколько тряпочек для снятия излишков пасты, и сектор шайбы для выравнивания поверхности. Прежде, чем начать полировку наносим алмазную пасту, затем полируем грань, переодически проверяем качество огранки с помощью лупы.
Следующим этапом является переклейка камня. Процесс огранки переходит на огранку верхней части кристалла (короны).
Полуфабрикат устанавливают шипом в отверстие оправки таким образом, чтобы его площадка была перпендикулярна продольной оси оправки.
Главное, правильно выставить площадку камня. Это очень ответственный момент. Исползуем так называемый площадник.
После нанесения верха площадка приобретает необходимую форму, затем наносятся угловые грани верха, после чего шлифуют верхние и нижние клинья короны.
Далее полируем площадку, снова используя полировальную шайбу.
Полируем боковые грани коронки.
Чтобы при закрепке ювелир не сколол камень полируем рундист. Рундист — поясок по периметру наибольшего сечения ограненного камня, которая отделяет верхнюю часть (корону) от нижней части (павильона).
Как огранить камень в домашних условиях?
Обработка камня — одно из самых древних занятий, и в этом деле накоплен огромный опыт. По камнерезному делу написано немало книг, однако вся литература адресована профессионалам и рассчитана на производственные условия, которыми не располагает любитель. Тем не менее, несмотря на сложность работы с камнем, его все-таки можно обрабатывать в домашних условиях, используя крайне упрощенное оборудование.
Итак, ящики и рюкзаки распакованы, можно осмотреть трофеи, уточнить их названия и. в баню, конечно, имеются в виду камни. Надо как следует отмыть и отчистить свои сокровища.
Удалить то, что осаждалось на поверхности камня многие тысячи лет, дело нелегкое. Начать стоит с воды, щеток и скребков, используя весь арсенал хозяйственных моющих средств. Для очистки камней от извести и ненужных кристаллов кальцита обычно применяют 5 — 15-процентный раствор соляной кислоты. Часто требуется снять с кристаллов налет окислов железа; в этом случае хорошее средство — щавелевая кислота.
После очистки камни сортируют: одни — щетки, друзы, кристаллы, не требующие дополнительной обработки, отправляются на коллекционные полки, другие — на обработку.
Для начинающего любителя очень важным оказывается найти правильный подход к каждому камню, как неповторимому произведению природы. Например, миндалину совершенно очевидно нужно резать по плоскости 2-2. Но и в этом простом случае нелегко понять, как резать — ведь камень полностью закрыт. Разрешение подобных проблем, чаще всего не таких очевидных, как в данном примере, требует опыта, чутья и вкуса.
Приемы работы с камнем определяются его свойствами, и в первую очередь его твердостью. Однако твердость не единственный признак, с которым придется считаться. Минералы обладают различной вязкостью, хрупкостью и неоднородностью свойств в массе. Примером механической неоднородности может служить слюда. Понятно, что и обработка ее в различных направлениях окажется неодинаковой. Все это, конечно, осложняет обработку и требует вдумчивого, внимательного подхода к делу.
Любительская обработка камня может быть сведена к пяти видам работ:
1) резка,
2) обточка или обдирка (придание нужной формы),
3) шлифовка (выравнивание поверхности после резки или шлифовки),
4) полировка (придание зеркального блеска),
5) резьба по камню.
Итак, первая стадия обработки — резка. Камень режут вращающимся тонким металлическим диском, кромка которого несет на себе частички минерала более твердого, чем разрезаемый образец.
В прошлые времена круги делали из мягкого металла (медь), в который легко вдавливаются и задерживаются на поверхности абразивные частички. К месту резания непрерывно подавалась водяная кашица из абразива.
Теперь для резки камня пользуются прекрасным инструментом — алмазным отрезным кругом, или, как его часто называют, алмазной пилой. Алмазные круги позволили в десятки раз ускорить резание. Кромка его состоит из прочно спрессованного слоя металлического и алмазного порошков. Алмазные зерна изнашиваются очень медленно, а металлическая основа прочно их удерживает до полного износа. Свободный от зерен металл постепенно истирается, обнажая все новые и новые зерна. Чтобы помочь обнажению новых зерен, круг периодически «затачивают»: разрезают им кусочки абразивного камня, имеющего мягкую связку (желательно иметь камень с зернами от 100 до 400 микрон). Заточка не только улучшает режущие свойства круга, но и выравнивает его, сглаживает отдельные выступы, образовавшиеся при резке особенно твердых камней.
Алмазные круги приобрести не так просто, как обычный домашний инструмент, однако, можно резать камень и без алмазного круга. Как это сделать, будет сказано ниже.
Место резания от трения сильно нагревается. Чтобы избежать перегрева и растрескивания камня, применяют охлаждающие жидкости, которые одновременно выполняют функцию смазки. Хорошие результаты получаются при охлаждении керосином (солярка и легроин непригодны, так как окрашивают некоторые камни в неприятный желтый цвет). Однако керосин можно использовать лишь в герметически закрывающихся автоматических станках (огнеопасно!). В любительских условиях обычно употребляют обыкновенную воду. В нее иногда добавляют небольшое количество соды: это улучшает ее смазывающие свойства. Однако надо помнить, что образующийся при резке содоводяной туман распространяется в помещении, оседает на стены и окружающие предметы.
Теперь об устройстве резального станка. Домашний станок — это множество компромиссов и упрощений по сравнению с промышленным, но и к нему предъявляются строгие требования. Самое важнейшее из них — свести до минимума эксцентричность отрезного круга на валу, эксцентричность валов подшипников, продольные и особенно поперечные люфты вала (хорошие результаты можно получить используя радиально-упорные подшипники качения). Эти меры позволят значительно удлинить срок службы отрезного круга и избежать ногтеобразных заколов на поверхности камня.
Подшипники вала нужно защитить от шлама, который образуется при резке и вместе с охлаждающей жидкостью разбрызгивается и оседает на деталях станка. Шлам обладает высокими абразивными и коррозионными свойствами. Обычные фетровые или резиновые сальники защищают подшипники недостаточно, нужна еще как минимум экранирующая защита.
Проще всего сделать станок, у которого алмазный круг насаживается прямо на ось электродвигателя . Частота вращения круга диаметром 200 мм должна быть 2500-3000 об/мин. При такой схеме нужно, чтобы подшипники двигателя были весьма точными (например, подшипники скольжения), а ротор хорошо сбалансирован. Иначе такой дорогой и редкий инструмент, как алмазный круг, не прослужит долго.
Если нет возможности приобрести хороший двигатель, следует выбрать конструкцию станка с эластичной связью между мотором и кругом. Лучшие результаты дает клиноременная передача. Она поглощает жесткие удары при перекосах камня, позволяет вынести двигатель из зоны большой влажности, а также простым подбором диаметров шкивов получить необходимую для хорошей работы алмазного круга частоту его вращения независимо от оборотов двигателя . Конструкцию нужно продумать так, чтобы заменять отрезные диски было легко, не разбирая для этого станок. Диаметр фланца, крепящего круг к валу, может быть небольшим, всего на 8-10 миллиметров больше диаметра посадочного отверстия круга. Электромотор лучше всего приобрести однофазный, асинхронный мощностью 180-230 ватт. Такие двигатели используются в бытовых приборах и всегда имеются в продаже.
Охлаждающая жидкость должна подводиться к кругу с обеих сторон, и так, чтобы вся его поверхность была смочена. Обычно ее подводят двумя гибкими трубочками, слегка прижатыми к бокам круга. Располагают их ближе к оси и на 30-40 миллиметров выше линии, соединяющей ось вала с центром рабочего участка круга .
При резке охлаждающая жидкость разбрызгивается, и приходится заботиться о том, чтобы она попадала в водосбор. Разрабатывая защиту следует помнить о том, что около 60-70% воды разбрызгивается в плоскости вращения диска. Разлет в стороны идет под углом, не превышающим 5-10 градусов. На рисунке показано направление разлета жидкости . Наиболее трудно управиться с остальными 30-40% жидкости, так как именно эта часть разлетается довольно равномерно во всех направлениях. К счастью, брызги, образующиеся в месте входа диска в камень, почти не содержат шлама. Шлам выходит снизу и тонет в ванне.
Хорошую защиту от разбрызгивания удается получить в следующей конструкции . Здесь в передней части ванны прикреплен фартук из полиэтилена или клеенки, который верхней частью застегивается вокруг шеи мастера. Если его сделать достаточно широким, то почти все брызги, вылетевшие за пределы станка, попадают на фартук и стекают по нему в ванну. Из ванны жидкость со шламом по трубке (диаметр не менее 10 миллиметров) удаляется из станка. Количество подаваемой воды придется подбирать экспериментально, но, как правило, достаточно, чтобы при неработающем моторе с круга стекала тоненькая струйка (обязательно с двух сторон) и не разделялась на капли, по крайней мере на протяжении 3-5 сантиметров своего свободного падения.
Не следует особенно облегчать станок, чем больше его вес, тем более крупные образцы на нем можно резать. Лучше всего смонтировать станок стационарно. Например, в какой-либо тумбочке. Резать камень можно как на упоре (столике), прижимая к нему камень и двигая по поверхности, так и без него, когда вы просто держите камень двумя руками. Преимущества последнего способа состоят в том, что можно совершенно произвольно выбирать плоскость резания независимо от формы камня и медленно поворачивать его в этой плоскости, что в 2-5 раз убыстряет дело. К недостаткам следует отнести сравнительно быстрый износ инструмента (неравномерность выработки режущей кромки) и то, что камень довольно трудно удержать в плоскости резания. Осваивать этот прием следует с осторожностью, так как при перекосе камень может быть выбит из рук, а инструмент сломан.
При работе с упором плоскость резания вынужденно выбирается так, чтобы камень устойчиво прилегал к столику и не качался на нем. Резка с упором проще и безопаснее в смысле поломки инструментов, лучше сохраняется алмазный круг, но дело идет гораздо медленнее. Камень подают на круг с небольшим нажатием, это увеличивает скорость резания, но слишком большой нажим приводит к выкрашиванию еще не изношенных алмазных зерен. Впрочем, навык появляется довольно быстро .
Как уже было сказано, камень можно резать и без алмазного круга, как это делали до его появления. Для резания берут латунный или медный диск и абразивный порошок, подаваемый к месту резания в виде кашицы. Дополнительного охлаждения не требуется, так как нагрев в этом случае незначителен. Для работы подойдет любой из вышеупомянутых станков, у которого частота вращения диска уменьшена до 200-300 оборотов в минуту. При большей скорости незакрепленный абразив будет сбрасываться с диска. Резание идет очень долго, и для ускорения желательно сделать приспособление, автоматически подающее кашицу и удерживающее камень . Здесь камень подается под действием собственного веса и веса рычага, на котором он жестко закреплен. Другой конец рычага свободно поворачивается вокруг оси АА, строго параллельной оси отрезного круга. Вращаясь, отрезной круг проходит через слой масляно-абразивной суспензии и увлекает вместе с маслом режущие частички. Учитывая медлительность процесса, можно на пути рычага закрепить концевой выключатель для автоматического выключения станка по окончании резания.
Кроме изложенных способов режут камень еще и штрипсами — прямыми полотнами, подобными ножовочным . Штрипсы делают из стали с алмазной режущей частью. Штрипсовые станки применяют для одновременной резки камня на несколько пластин. На каменный блок опускается рама с параллельно закрепленными штрипсами. Кривошипный механизм сообщает ей возвратно-поступательные движения. Поле резания орошается жидкостью, которая охлаждает, смазывает и уносит шлам. На этом принципе можно представить себе разные варианты любительского станка, работающего не с алмазным инструментом, а с абразивной суспензией.
Наиболее распространенный способ подачи камня на режущий инструмент . Возможен обратный вариант: камень закреплен, подается режущий инструмент, установленный вместе с двигателем на качающейся раме .
Таковы общие рекомендации по выбору станка для резания камня. Конкретная конструкция будет определяться местом установки станка (жилая комната или отдельная мастерская) и, конечно, вашими техническими возможностями.
Обработка камней в домашних условиях
Хочу отшлифовать и отполировать пару поделочных камней (что-то похожее на кварцит) не обзаводясь специализированным оборудованием. Посоветуйте, пожалуйста, как подключить к решению этой задачи средства малой механизации, дрель например? Какие абразивные материалы, пасты и т.д. лучше использовать? Где их купить в Москве?
Ответ будущему коллеге. Все, к сожалению, зависит от того, что Вы хотите отполировать. Плоскость или кривую поверхность? Станки или их «прообразы в виде дрели» совершенно разные. В любом случае, будьте готовы к фиаско. Для полировки плоской поверхности лучше всего подходит горизонтально вращающийся круг (планшайба), сделанный их самых твердых алюминиевых или медных сплавов. Можно и из стали только специальной мягкой. Вращать планшайбу должен достаточно мощный мотор (2 кВт и более в зависимости от диаметра планшайбы). Для шлифования обычно используют карборундовые (SiC – муассонит) серо-зеленые порошки с твердостью 9.5 по шкале Мооса. Для полировки используют разноцветные порошки электрокорунда (Al2O3) с твердостью 9.0. Для финишной полировки используют мелкие и «мягкие» порошки оксида церия (Се2О3). Для шлифовки кривых поверхностей используют более сложные и разные станки, как с вертикальным, так и горизонтальным вращением доскообразных инструментов. Российская промышленность практически прекратила и без того скудный в СССР выпуск станков для резки, полировки и другой обработки камней самоцветов. Можно найти старые станки в интернете и с помощью личных контактов на Выставках камней самоцветов. Хорошо со станками в США. Однако неметрические размеры всех деталей существенно осложняют их использование в России. Технология обработки камней детально описана во множестве американских же книг. Вас же приходится отсылать к единственной переводной и несколько устаревшей книге Дж. Сенкенса по обработке камней. Она имеется и в интернете.
Изделия, которые хочу полировать неправильной сферической формы. Значит кривая поверхность. Может быть можно подойти к вопросу с другой стороны? Арендовать время работы на некоторых станках в мастерской. А может быть за некоторую плату и мастер согласится провести что-то вроде инструктажа? Думаю, что это хороший вариант, чтобы попробовать себя в обработке камня. Подскажите, пожалуйста, контакты таких мастеров в Москве.
Спасибо за ссылку на книжку и пояснения.
Все таки надо конкретнее указать тип изделия – что это шар? Кабошон? (Или к «шаровику или к «кабошонщику»). Короткое замечание по возможной аренде станков – НИКТО НИЧЕГО НЕ ДАСТ И К СВОИМ СТАНКАМ НАСТОЯЩИЙ МАСТЕР НИКОГО НИКОГДА НЕ ПОДПУСТИТ. Инструктаж тоже весьма проблематичен. Вот сделать Вам изделие на заказ это возможно. Попробывать себя в обработке камня таким образом невозможно. Уточните Вашу задачу.
С тем, что НИКТО И НИЧЕГО полностью согласен. Слишком все расходники дорогие, а станки делаются своими руками, на это уходят годы, но есть социальные сети ,и есть нормальные люди, которые могут подсказать многое. Например, в тех же одноклассниках. Для начала установите небольшую алмазную пилу от болгарки на простое электро-точило и пробуйте. Удачи!
Изготовление ножа с лезвием (если не ошибаюсь, определяя по фотографии) из нефрита, это стандартная типовая работа камнереза. Необходимо купить шлифовальный станок (по русски, но явно не правильно, спрашивать нужно «точило») с двумя «вертикальными» точильно-шлифовальными камнями, и, соответственно, двумя горизонтальными посадочными осями. Рекомендуем фирму Metabo — профессиональные станки этой фирмы в наименьшей степени боятся воды и влаги. Далее необходимо соорудить капельницу (устройство в любой аптеке + пластиковая бутылочка 0.5 — 1 литр) + различные водозащитные фартуки и водоприемники. Здесь напрягите инженерную мысль и посоветуйтесь с интернетом и фотографиями заводских станков. Лучше смотреть англоязычные сайты — там таких станков много, и фото хорошие. Чем лучше фартук и водоприемник, тем дольше служит станок вообще и мотор в частности. Далее покупаете множество кругов. Шлифовальных, полировальных. Последние как твердые, так и мягкие. Далее покупаете (лучше порошки, чем пасты) алмазные порошки для мягких полировальников (1-5 мкм, в зависимости от того, что полировать, целая наука, но подбираются быстро, на корундовые и другие порошки для полировки время не тратьте, все плохо и на проверку эффективно дороже) и . вазелин погуще.
Обязательно нужно докупить, «доделать» и станок с горизонтальной план-шайбой (лучше дюраль, не такой тяжелой, мотор скажет спасибо). На план-шайбу одеваете круги из различных картонов, «резиновых листов», последние должны быть износостойкие (вакуумная подойдет, но не лучшая). Сооружаете фартук-водоприемник, капельница (иногда нужна, если без вазелина), на картон тканый материал (подобрать для каждого камня!) и . полировать, полировать и экспериментировать (не долго, но сильно продуманно).
Внимание, все станки должны быть с регулировкой скорости вращения!
Кроме сильно устаревшей книги Синкенкенса Дж. (все материалы и технологии «не бъются» с Российскими — СССР-скими гостовыми — проблемы) имеется и анталогия более современных технологий обработки камня в 10-ти-5-ти летней подписке англосаксонского (США + Англия + Канада) ежемесячного журнала Rocks & Gems (Канада, но пишут в журнал все). Хорошая школа обработки в Idar Oberstain (Германия), но эти все скрывают, а их старые руководства сплошь на немецком с непонятками по давно устаревшим стандартам еще ФРГ (до ЕС).
Так что технологическому саморазвитию альтернативы нет. Стремиться к таким рубежам: норма полировки кабошонов за смену 180 шт — с наклейкой на кичи и 250 шт вручную — пальцами. Полировка ножей с каменными односторонними лезвиями 50 лезвий длиной 10 см с двухсторонней выемкой вблизи острого края. Это при массовом производстве, и работниках китайцах, других азиатах, молдаванах.
Если работаете для души, то вообще можно все сделать без станков, вручную на карборундовых брусках, но полировка, хоть и вручную, все таки должна выполняться на алмазных порошках/пастах. Зависит все от целей и . возможностей.
Необходимо, однако, помнить что любое УСПЕШНОЕ хобби, всегда перерастает в выгодное дело. В России тоже. Искренне, успехов Всем Вам.
Спасибо Аметистову. Кратно. Емко. Содержательно.
В молодости бродил по Уралу и кое-что накопил, но не обрабатывал. Сейчас на пенсии, работа дежурная, время позволяет — решил заняться своими «сокровищами». Буду осваивать резкую, шлифовку, полировку.
Станок для шлифовки поделочных камней, можно купить тут www.polprom.ru/stanok.htm . Станок для шлифовки камня «Малахит»
Мы долго думали, оставить ли откровенную рекламу Михаила? Оставляем . Оставляем потому, что, хотя станочек и не из дешевых, но с ЛЮБЫМИ камнеобрабатывающими ЮВЕЛИРНЫМИ станками вообще сейчас сложно, и мы, будучи ассортиментными держателями и продавцами сырья, должны быть заинтересованы в развитии станко-инструментальной базы для ювелирной обработки камней. Кроме того мы очень просим всех, кто воспользовался этой рекламой по прямому назначению, то есть, купил этот станок, оставить здесь же отзывы о нем. Так будут и волки сыты и овцы целы. Спасибо всем.
Для того, чтобы довести поверхность камня до совершенства, придать ей зеркальную гладкость, усилить яркость цвета, а также защитить его от негативных факторов окружающей среды, используем различные http://diammarket.ru/catalog/sredstva_dlya_polirovki/ средства для полировки.
Возможно, сообщение Никиты, носит рекламный характер, но мы оставим это сообщение на Форуме. Вместе с тем отметим, что в стране самых дешевых алмазных порошков (РФ, для тех, кто не знает) перед использованием ПАСТ, квалифицированный специалист по обработки камней должен разобраться в нескольких вопросах. 1 — Насколько повысится производительность с переходом с порошков на алмазные и другие полировочных пасты. 2 — Приведет ли это к снижению себестоимости конечной продукции камнеобработки. 3 — Разобраться в том, являются ли пасты, на которые приведена ссылка, ЮВЕЛИРНЫМИ. То есть, обеспечивают ли они качественную обработку ЛЮБЫХ камней. Или эти пасты нужно подбирать для последовательного использования для полировки ювелирных камней. Ведь известно, что для полировки НЕФРИТА следует использовать один набор алмазных порошков, а для полировки АГАТОВ — совсем другой. Более того этот набор зависит и от условий полировки: на воске, на вазелине, на воде, на алюминиевой план-шайбе, на кожаной, на специальной резине и прочее . Так что, использование паст, предназначенных для обработки массивных камней и слябов, не всегда оправдана.
Конечно, многими вышеупомянутыми полировальными пастами МОЖНО отполировать редкие в обороте кабошоны из мраморного оникса и амазонита. Как поведут себя пасты при полировке более мягких и более твердых камней, НЕПОНЯТНО. Однако, успехов Всем. Главное не ошибиться в выборе паст на сайте (для мрамора, гранита и прочее . ).
Подскажите на каких станках возможно изготавливать шарики из халцедона в больших количествах для галтовки , начиная с распиловки камня на заготовки . Станки для янтаря подойдут для халцедона?
Станки подходят для любого камня. Могут не подойти режимы обработки (скорость вращения) и аббразивы. Основной станок называется шарокатным — посмотрите в интернете. Распиловочный станок — обычный ювелирный подрезной или японский Imahashi. =
Анастасия, ответ на Ваш вопрос в любом случае будет представлять собой рекламу. А Ваш вопрос не содержит ни одной цифры и характеристик материала. Форум не принимает ни рекламные сообщения, ни объявлений купли — продажи. Так что пока удалили Ваш вопрос. Пишите на адрес сайта. =
Здраствуйте! Я художник — иконописец. Ко мне в руки попал один камушек, и я решил попробовать вырезать камею. Вроде получилось не плохо. А вот отполировать гематит до зеркального блеска не получается. Посоветуйте пожалуйста чем полировать гематит?
Все камни хорошо полируются на алмазных порошках. Для гематита финишная полировка проводится порошком 5 мкм. Естественно, без частиц большего размера — вымученный. Для полировки камей используется или абразивная водяная или вазелиновая «баня». Но вот беда, в силу быстрого окисления приповерхностных слоев гематита полировка долго не продержится. В этом случае необходимо лакировать твердыми эпоксидными лаками. Гематит вообще для резьбы не используется. Необходимо образовывать новую тему, а не продолжать старую.
Здравствуйте. В интернете есть статьи в которых написано, что огранщики драгоценных камней отмечают, что природные корунды твёрже, и труднее продаются огранки чем синтетические. Правда это или всё-таки миф?. С уважением.
1 — Твердость монокристаллов определяется долей ковалентной (100% у алмаза) и ионной (100% у каменной соли) типов связи. У корунда примерно 95% ковалентной связи. И эту связь совершенно нечем упрочнить. Так что эти утверждения есть сказки от скуки чайников и профанов от интернета.
2 — Самое плохое в Вашем вопросе. Вы продолжили совсем другую тему, прямо не связанную с Вашим вопросом. Значит и ответ на него нам придется давать много раз. Так что в следующий раз вопрос удалим. Ведь Вы не читали Правила, напечатанные Выше?
Как проще всего отшлифовать камень в домашних условиях до блеска
Природный камень – прочный материал и в этом его плюс и минус. С одной стороны, он практически вечен, с другой – трудно поддается обработке и шлифовке.
У меня в доме есть несколько предметов из камня – безусловно, красивые, но требующие определенного ухода. Например, столешница за несколько лет стала тусклой, на ней появилось несколько царапин. Раз в несколько лет ее необходимо шлифовать и полировать, чтобы вернуть камню всю его красоту.
Разобраться, как отшлифовать камень в домашних условиях до блеска, несложно. Но стоит помнить, что это пыльная работа, требующая полной защиты тела.
О чем стоит знать
Обработка камня в домашних условиях может быть связана с двумя потребностями: вернуть изделию привлекательный вид или обработать найденный на природе камень. В последнем случае нужно предварительно распилить камень на части подходящих размеров.
Обработка натурального камня может быть:
- Механической. К этой обработке относятся резка камня, шлифовка, полировка, брашировка, сверление отверстий, термообработка. Они не требуют специальных устройств и могут производиться в домашних условиях.
- Физико-механической. В этом случае используют термоактивные газовые горелки, токи высокой частоты и т.д. Для этого требуется дорогостоящее оборудование и специальное место.
В домашних условиях выбор инструмента зависит от характеристик камня. Для мягких пород подходят инструменты для работы по металлу, для твердых придется купить специальные для камней.
Также важно помнить, что при шлифовке камня в домашних условиях образуется огромное количество пыли. Работать рекомендуется в помещении с хорошей вентиляцией и при постоянно подаче проточной воды (должен быть водопровод или протянуты шланги). Также необходима полная защита тела и органов: плотный халат или костюм, очки, респиратор.
Предварительная подготовка
Перед началом работы стоит проверить мягкость камня – подходит ли он для полировки. Для этого нужно взять перочинный нож и попробовать осторожно поцарапать поверхность. Если остался белый след или метка зернистая, камень не подходит для работы, полировка сделает его рыхлым. Если остался блестящий след, камень твердый, с ним можно работать.
Во время проверки необходимо держать нож по направлению от себя и не давить на него слишком сильно – он может соскользнуть.
Если необходимо отшлифовать найденный камень, сперва ему придают желаемую форму при помощи зубила и молотка. Если камень крупный, с большими выступами, потребуется сколоть выступы. В конце его нужно ополоснуть и убрать всю грязь.
Выбор инструментов
Природный камень довольно прочен, а потому обработка камня своими руками в домашних условиях будет непростой. Для резки и грубой обработки используют болгарку, мощность которой составляет от 1,5 тысяч Вт.
Также используют другие инструменты:
- Алмазные чашечки. Это специальные насадки для болгарки разного диаметра. Для работы лучше брать не меньше 2 насадок разной зернистости.
- Отрезной шлифовальный круг для работ по камню. Имеет алмазное напыление, может использоваться для влажной и сухой резки.
- Гибкие шлифовальные круги («черепашки»). Имеют алмазное напыление и используются для придания камню зеркального блеска. Зернистость зависит от твердости камня: например, для мрамора достаточно Р800, для гранита – Р1500-3000. Для этой насадки достаточно болгарки мощностью до 850 Вт.
- Профильные алмазные фрезы. Используются для сложной обработки.
- Наждачка разной зернистости с алмазным напылением. Пригодится для шлифовки отдельных участков.
- Мягкая ткань, войлок или ветошь.
- Химические средства (воск, очистители и т.д.).
Для дополнительных работ может потребоваться и другой инструмент, например, газовая горелка для состаривания, металлические щетки чтобы брашировать.
Процесс полировки
Шлифовка и полировка камня в домашних условиях – это долгий и кропотливый, хоть и несложный процесс. Необходимо заранее приготовить инструменты: потребуется несколько насадок разной зернистости.
Шлифовка
Она проводится вручную или при помощи специальных инструментов. Проводить ее необходимо только на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении с хорошими фильтрами. Необходимо защитить органы дыхания, глаза и кожу.
Также необходима постоянная подача воды к месту работы – она собирает пыль и охлаждает инструмент. Можно использовать пульверизатор или влажную губку, подавать воду через трубку. Специалисты не рекомендуют начинать полировку, если водное охлаждение невозможно.
Всего будет 3 этапа обработки, которые отличаются только зернистостью насадок:
- На первом этапе для грубой шлифовки используют круг с зерном 350-60 мкм;
- На втором для сглаживания – круги 60-7 мкм;
- На финишной шлифовке поверхность сглаживают кругом с зерном 37-10 мкм.
Если необходима легкая шлифовка, снять потребуется 3-4 мм камня. Если же поверхность слишком неоднородна, может потребоваться убрать несколько сантиметров.
Разбирая, как отшлифовать камень в домашних условиях до блеска, стоит упомянуть и вариант для небольших поверхностей диаметром до 20-25 см. Их можно отшлифовать при помощи кварцевого песка или другого абразивного материала. Его насыпают на чугунную плиту, поливают водой и трут камень, пока он не станет гладким.
Полировка
Полировка производится вручную при помощи химических средств. Рекомендуется использовать средства на основе воска, но подойдут любые средства для полировки. Средство наносят на поверхность и протирают мягкой тканью или шлифовальной машинкой до появления блеска.
Можно использовать кристаллизаторы, которые содержат органические кислоты. Их смешивают с водой в указанных на упаковке пропорциях, наносят на камень и растирают до гладкости. Остатки средства смывают мыльным раствором и протирают сухой тряпкой, полируют влажным диском для устранения следов кислот.
При обработке драгоценных камней важно помнить, что средства для полировки будет забиваться в поры и трещины. Из-за этого может измениться цвет камня (станет темнее или светлее), он испортится. Чтобы избежать этого, сперва поверхность обрабатывают жидким парафином, клеем или эпоксидной смолой. Это позволяет создать защитный слой, который убережет камень от изменений.
Процесс шлифовки гранита влажным способом смотрите в этом видео:
Коротко о главном
Разораться, как обработать камень в домашних условиях, несложно, но процесс требует определенных знаний. Это пыльная и кропотливая работа, которую можно проводить только на свежем воздухе или в помещении с отличной вентиляцией. Также не стоит пренебрегать средствами защиты.
Сам процесс не представляет собой ничего сложного: подготовленный камень обрабатывают в несколько заходов насадками с разным уровнем зернистости, постепенно снимая лишнее и делая поверхность блестящей. В конце ее протирают мягкой тряпкой и устраняют излишки химических средств.
Напишите в комментариях, есть ли у вас в доме предметы из камня? Полируете ли вы их или считаете, что это лишнее?