Разрешение на снос частного дома на собственном участке
С 2018 года разрешение на снос частного дома не требуется. Вместо него собственнику нужно отправить два уведомления: первое – до начала работ по демонтажу, второе – по окончании. Но многие по привычке вместо термина «уведомление» используют «разрешение», и в статье он тоже будет встречаться. Рассмотрим, каковы особенности сноса частных жилых домов, учитывается ли мнение соседей, как и в какие сроки направляются уведомления и что потребуется собственнику.
В статье расскажем:
Особенности сноса жилых домов
Собственник может самостоятельно принять решение о сносе своего дома в нескольких ситуациях:
- Если планируется строительство нового жилья.
- Строительство другого дома не планируется, но и старый не нужен.
Причины могут быть разными, но главное – каждый волен распоряжаться своей недвижимостью, как угодно.
Сносить частные дома могут и по решению администрации муниципалитета, если они признаны аварийными или изъяты для муниципальных нужд. Но в таком случае собственникам выплачивается денежная компенсация или предоставляется другое жилье.
Важно! Если владелец сам принял решение снести дом, другое жилье или компенсация ему не полагаются.
Нужно ли согласие соседей на снос частного дома?
По закону согласие соседей на снос частного дома не требуется. Но есть и исключения:
- Дом на два хозяина, каждому выделена доля в натуре.
- Недвижимость приобретена в браке и не поделена супругами. Понадобится согласие супруга заявителя, даже если тот не числится в качестве собственника.
- Дом принадлежит ребенку или недееспособному. Сначала нужно найти другое жилье и получить разрешение органа опеки, т.к. при сносе происходит прекращение права собственности.
Совет юриста: лучше заранее позаботиться о порядке проведения планируемых работ. Важно, чтобы после них был убран мусор, а во время работ не нарушались часы тишины, чтобы не было проблем с соседями.
Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)
Как получить разрешение на снос здания по Градостроительному кодексу?
Что нужно сделать:
- Запросить условия отключения жилья от коммуникаций, отключить их.
- Направить уведомление о запланированных работах по сносу.
- Снести жилье.
- Утилизировать мусор.
- Отправить уведомление о завершении сноса.
- Прекратить право собственности в Росреестре.
Рассмотрим каждый шаг более подробно.
Шаг 1: получение условий отключения дома от коммуникаций
Порядок отключения домов от инженерных сетей регламентируется Постановлением Правительства РФ от 03.07.2019 №850 и региональными законодательными актами. В нем указаны правила отключения сетей водо-, электро-, газо-, теплосетей, канализации. Если собственник хочет снести старый и построить новый дом, эти правила не применяются.
Чтобы получить условия отключения, нужно подать в эксплуатационную организацию заявление вместе с другими документами:
- Выписка из ЕГРН.
- Документ, на основании которого возникло право собственности: договор купли-продажи, дарения, мены, ренты, свидетельство о наследстве.
- Паспорт.
Условия выдаются не позднее 10 рабочих дней с момента подачи заявление. Отключение производится бесплатно в течение 30 рабочих дней от даты выдачи условий.
Примечание: эксплуатационных организаций может быть несколько. Например, электроэнергию предоставляет электросетевая компания, газоснабжение – ООО «Газпромежрегионгаз». И у каждой разные условия отключения, которые нужно согласовать и выполнить.
Шаг 2: отключение дома от инженерных сетей
Минимум за три дня до начала работ эксплуатационная организация предупредит собственника об этом. Во время демонтажа инженерных сетей владельцу дома присутствовать необязательно, главное – предоставить работникам доступ к ним.
По итогам отключения составляется соответствующий акт, он в течение пяти дней направляется собственнику.
Шаг 3: отправка уведомления о планируемом сносе
Уведомление составляется на имя руководителя администрации муниципалитета или поселения. Его форма утверждена Приказом Министерства строительства и ЖКХ, а отправляется оно не позднее 7 дней до начала работ по сносу.
Содержание и образец уведомления
Какие сведения указываются в уведомлении:
- Дата составления.
- Наименование органа местного самоуправления, в который оно подается.
- Сведения о заявителе: Ф.И.О., место жительства, ИНН.
- Информация о земельном участке: кадастровый номер, адрес, сведения о правоустанавливающих документах.
- Данные о сносимом доме: кадастровый номер, адрес, правоустанавливающие документы.
- Адрес электронной почты для связи или почтовый адрес.
- Подтверждение согласия на обработку персональных данных.
- Опись прилагаемых документов.
- Подпись заявителя.
Важно! Уведомление можно подать лично в администрацию, через МФЦ или Госуслуги.
Как снести частный дом на своем участке?
Об этом рассказала главный специалист-эксперт отдела государственной регистрации недвижимости Управления Росреестра по Омской области Анастасия Мешкова.
Любая вещь рано или поздно может прийти в негодность и прекратить своё существование. Объекты недвижимости не являются в этом плане исключением – они точно также могут обветшать и разрушиться.
Сегодня владельцы земельных участков не смогут снести объекты на своей земле без согласования с местной администрацией. Процедура сноса объектов капитального строительства с августа 2018 года подверглась изменениям: если раньше для этого достаточно было подготовить акт о сносе, то сейчас перед подготовкой акта необходимо уведомить орган местного самоуправления.
Снос объекта капитального строительства – это ликвидация объекта капитального строительства путем разрушения, разборки или демонтажа объекта. Так, если снос здания осуществляется на основании решения собственника объекта, то в этом случае необходим проект по организации сноса данного объекта (ч. 2 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ). Право разработать данный проект имеет только специалист по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр указанных специалистов.
Проект по организации сноса не требуется в случае сноса гаража на земельном участке, не предназначенном для предпринимательской деятельности, а также в случае сноса жилых и садовых домиков, расположенных на земельных участках, предназначенных для садоводства, а также в случае сноса хозяйственных построек, строений и сооружений вспомогательного использования.
При сносе объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства, реконструкции либо если работы по сносу начаты до 04.08.2018 и проводятся не в связи с реконструкцией или строительством нового объекта – проект организации работ по сносу также не требуется.
Перед началом работ объект, который подлежит сносу, необходимо отключить от сетей инженерно-технического обеспечения, подтвердив это актом, подписанным организацией, осуществляющей эксплуатацию соответствующих сетей. Также необходимо принять меры по организации мероприятий по утилизации строительного мусора.
Не позднее, чем за семь рабочих дней до начала сноса, собственнику необходимо предоставить в орган местного самоуправления по месту нахождения объекта капитального строительства уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства. Сделать это можно посредством личного обращения, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) либо почтовым отправлением или с помощью Единого портала государственных и муниципальных услуг. К уведомлению необходимо приложить материалы обследования объекта и проект (если он требуется).
Орган местного самоуправления после проверки всех приложенных к уведомлению документов в течение семи рабочих дней обеспечивает размещение уведомления и документов в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) и уведомляет о таком размещении орган регионального государственного строительного надзора.
После завершения работ по сносу объекта капитального строительства собственнику в течение семи рабочих дней необходимо отправить в орган местного самоуправления уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства.
Далее, для снятия ликвидированного объекта с кадастрового учета с одновременной регистрацией прекращения права на него необходимо будет обратиться к кадастровому инженеру для подготовки акта обследования, который будет являться документом, подтверждающим прекращение существования объекта недвижимости. Данный документ составляется в электронной форме и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) кадастрового инженера.
После того, как будет подготовлен акт обследования, необходимо подать заявление о снятии объекта капитального строительства с государственного кадастрового учета и прекращении прав на него в орган регистрации прав любым удобным способом, установленным действующим законодательством. С таким заявлением вправе обратиться только собственник снесенного объекта либо его представитель с документом, подтверждающим соответствующие полномочия. Государственная пошлина за данную услугу не взимается.
При отрицательном решении – гражданину направляется письменное решение с указанием причин отказа. Практика показывает, что для вынесения решения об отказе есть несколько оснований: неправильно оформленные документы либо они представлены не в полном объеме или имеют противоречия. Также может быть отказано, если срок, на который было произведено приостановление снятия объекта капитального строительства с государственного кадастрового учета, истек, а выявленные недостатки не устранены.
Процедура снятия с кадастрового учета является завершенной только после того, как заявителю будет выдана выписка из Единого государственного реестра недвижимости, содержащая информацию о снятии объекта с государственного кадастрового учета.
Узаконить самострой в 2021 году
Зачастую граждане, владеющие земельными участками, считают, что раз надел находится в их собственности, значит на нем можно строить любую недвижимость. Однако это совсем не так. В данной статье мы подробно разберем вопрос к чему может привести такое суждение и как можно предотвратить его негативные последствия.
Итак, в вашей собственности находится земельный участок, на котором вы хотите построить, например, жилой дом. По закону, каждый гражданин должен перед началом строительства уведомить орган местного самоуправления о таковых намерениях, а по окончании, известить о завершении строительства все ту же администрацию, приложив технический план на возведенный объект. Вот этот момент нельзя пропустить. Построить недвижимость и поставить в известность государственные органы необходимо, чтобы постройку не признали самостроем.
Согласно ГК РФ ст. 222 самовольной постройкой будет считаться не только та недвижимость, которая построена при отсутствии разрешительной документации на строительство, но и постройка, возведённая с нарушением градостроительных и строительных норм. Если недвижимость признана самостроем, то ее не поставят на кадастровый учет и не зарегистрируют право собственности на нее.
Какие объекты считаются самостроем
Самовольной постройкой в 2021 году считают ту, которая:
- Построена на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке.
Земля должна находится в собственности или распоряжении лиц на основании иных правоустанавливающих документов (договор аренды, договор купли-продажи, договор бессрочного пользования, право пожизненного наследуемого владения). - Построена на земле, на которой запрещено строительство конкретного вида объекта, т.е. не позволяет вид разрешенного использования.
- Возведена без получения согласований и (или) разрешений на строительство от местных органов власти.
- Имеет нарушения градостроительных норм, правил при строительстве, пожарной безопасности и т.д.
Как оформить самострой
Если недвижимость имеет «статус» самострой и находится в собственности или принадлежит кому-то на праве собственности, то государство сначала даст время на устранение нарушений (к примеру, уменьшить площадь постройки). За установленный срок необходимо устранить нарушения, иначе уполномоченным органом будет выдано предписание о сносе.
Когда постройка не зарегистрирована, то оформить ее в соответствии с требованиями закона можно двумя основными способами — в административном или судебном порядке.
Первый способ – узаконить самострой в административном порядке
Процедура легализации через администрацию оформляется «задним числом».
- Для начала в администрацию следует подать уведомление о начале строительства с описанием параметров постройки (высота, этажность, площадь и т.д.).
- Если на уведомление не получено возражений, необходимо заключить с кадастровым инженером договор на выполнение технического плана.
- Далее в администрацию направляется формальное уведомление о завершении строительства вместе с техпланом.
При отсутствии нарушений местный орган власти отправит вам уведомление о соответствии построенного объекта градостроительным нормам и передаст документы в Росреестр. Но сразу следует сказать, что получить отказ от исполнительного органа можно на любом этапе из вышеперечисленных.
Данный способ подходит тем, кто построил недвижимость на землях ИЖС или ЛПХ. Для СНТ действует «дачная амнистия», которая дает возможность оформить жилой дом без уведомления о строительстве. Зарегистрировать свои права в упрощенном порядке можно до 1 марта 2021 года.
Второй способ — узаконить самовольную постройку через суд
Основанием для передачи дела в суд является отказ органов местного самоуправления в оформлении самовольной постройки.
В суде будет назначена обязательная судебная экспертиза, которая подтвердит капитальность здания, соответствие его требованиям ГОСТов и СНиПов и т.п. Но можно заказать самим независимую строительную экспертизу до подачи иска в суд, чтобы узнать заранее о наличии нарушений и исправить их. Иногда суду достаточно заключения досудебной экспертизы и потребности в судебной не будет.
Когда у вас на руках уже будет отказ от государственного органа, технический паспорт на объект капитального строительства (ОКС), выписка из ЕГРН на земельный участок, то дальше следует грамотно составить исковое заявлении, в котором вы должны учесть, что:
- земельный участок должен быть в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании;
- постройка должна соответствовать категории земли и виду разрешенного использования (ВРИ);
- подтверждения, что конкретная постройка не нарушает права третьих лиц (соседей) (соблюдены нормы отступа при строительстве и т.д.).
- следует указать причины обращения в суд, т.е. изложить причину самовольного строительства или основания отказа в разрешении на строительство.
Пусть оба способа являются не быстрыми, но, если вам важна постройка и в дальнейшем вы планируете совершать различные сделки с ней, то стоит запастись терпением. При наличии адекватно обоснованных причин, по которым был возведен самострой, суд обычно выносит решение в пользу истца.
Штрафы за самовольную постройку 2021
КоАП РФ установил денежные взыскания за строительство недвижимого имущества без разрешительной документации
- Для граждан от 2 000 до 5 000 рублей
- Для должностных лиц от 20 000 до 50 000 рублей
- Для юридических лиц от 500 000 до 1 000 000 рублей
При оформлении самостроя штрафных санкций не избежать, их в любом случае придется выплатить, но только последствия могут быть и более глобальными. Дальнейшее развитие событий —ликвидация недвижимости. Во избежание подобных последствий, а также в целях легитимного использования и эксплуатации объекта недвижимости, настоятельно рекомендуем озадачиться вопросом легализации самостроя.
Правила сноса частного дома
Иногда проще построить новый дом, чем отремонтировать старый. Эту простую истину знают многие из тех, кто сталкивался с обслуживанием и эксплуатацией изношенных частных домов.
При этом просто продать ненужное жилье может быть в отдельных случаях финансово нецелесообразно, ведь земля под домом может стоить очень больших денег. Тогда владелец частного дома принимает решение о его сносе.
Демонтаж частного дома осуществляется по особой процедуре с получением специального разрешения от уполномоченных на это органов.
Причём решение о сносе может исходить не только от собственника жилья, но и быть предписанием от государства или муниципалитета по установленным законом основаниям. Итак, как все же снести дом по закону?
Особенности демонтажа строений
Снос частных домов – дело серьезное. Осуществляться демонтажные работы должны специалистами с большим опытом.
Самостоятельно пытаться снести здание нельзя, это может быть опасно не только для человека, осуществляющего снос, но и для окружающих граждан.
Перед тем, как приступать к сносу, бригада специалистов должна провести подробный анализ здания, подобрать нужную для работу технику и выбрать метод демонтажа с учетом следующих факторов:
Деревянный дом, к примеру, гораздо проще снести, чем кирпичный. Демонтаж деревянных домов осуществляется часто ручным способом сноса, постепенно, начиная с крыши с помощью обыкновенного распиливание брёвен.
Для сноса кирпичных домов понадобится экскаватор. Для сноса фундамента нужна будет алмазная резка.
Снос кирпичного дома при соблюдении правил демонтажа зданий занимает около 2-3 часов.
Однако, снести дом – это только половина дела. Вторая половина и более сложная работа в этом случае – это разбор и утилизация строительного мусора. Снести дом и оставить после себя груды бетона и пыли нельзя, это опасно для окружающих.
Как происходит утилизация строительного мусора?
Многие игнорируют требование законодательства об обязательной разборке строительного мусора потому, что это действие является очень дорогостоящим.
Нужно учитывать, что утилизация отходов – это обязанность заказчика. Причём для граждан действуют особые законодательные нормативы по вывозу мусора. Они равны 7 метрам кубическим отходов в месяц.
Чтобы получить возможность вывести больше мусора, нужно будет получить разрешение в Минприроды.
Утилизация мусора включает в себя несколько важнейших этапов:
Чтобы не сталкиваться напрямую со всеми этими манипуляциями со строительным мусором, граждане делегируют данную обязанность строительным или монтажным фирмам за дополнительное вознаграждение.
Разрешение на снос дома
Нужно ли разрешение на снос частного дома? Конечно, дом или коттедж на участке – это личная собственность ее владельца, которой он может распоряжаться по собственному усмотрению. Однако, государство обязано контролировать этот процесс, так как он может быть сопряжён с нарушением общественной безопасности или прав отдельных граждан.
Так, если чьи-либо интересы будут затронуты при демонтаже помещения, обязательно придётся получать разрешение. Обычно такие ситуации происходят, когда дом расположен в густо населенной территории или рядом с коммуникациями, которые обеспечивают существование соседей. Соседи могут быть против сноса дома, если он расположен вблизи с их участком, если с данным гражданином они имеют общий забор.
Обычно государство запрещает сносить строения, расположенные в заповедных территориях, архитектурные и исторические памятники.
У частного дома может быть несколько собственников, кто-то из которых не согласен с предстоящим сносом. В этом случае государство может отказать в выдаче разрешения на демонтаж. Особенно это касается случаев, когда в доме проживают несовершеннолетние дети, и опека против такого решения собственника дома.
Кто дает разрешение на снос частного дома?
Само понятие «снос» в законодательстве отсутствует, оно заменено понятиями «демонтаж» и «реконструкция». Речь о реконструкции возникает, когда на месте снесённого дома планируется возведение нового строения той же площади и планировки.
В такой ситуации получать разрешение на снос вовсе не нужно. Получить разрешение на снос можно только при наличии права собственности.
Правила сноса частного дома предполагают получение разрешения со стороны органов местной администрации. Нужно обратиться в отделение администрации по тому району, в котором расположен объект недвижимости.
В Градостроительном Кодексе указано, что при демонтаже объектов ИЖС, отвечающих определенным требованиям, формировать проектную документацию не нужно, и проводить государственную экспертизу тоже.
Для этого дом должен отвечать ряду требований:
- Не иметь более 3 этажей;
- Принадлежать только одной семье;
- Отдельно располагаться от других объектов ИЖС.
Чтобы получить разрешение на снос частного дома, нужно предоставить определенный набор документации.
Какие документы нужны для сноса частного дома?
Желая снести дом и получить на это разрешение, нужно подать соответствующее разрешение в орган местной администрации.
Кроме заявления нужно будет представить:
Если речь идёт об объекте, в котором проживает совместно несколько семей или есть более 3 этажей, дополнительно к выше обозначенным документам потребуется представить проектную документацию и бумаги по последующему расселению граждан и согласованию сноса с ними.
После того, как разрешение на снос получено, можно приступать к организации демонтажных работ. Для этого нужно соблюдать меры безопасности и установленные требования градостроительного законодательства.
Сначала нужно установить ограждения для изоляции ремонтных работ, отключить все коммуникации и приступать к работам. Когда снос будет завершён, нужно убрать строительный мусор, вывести его и утилизировать, разобрать все временные ограждения и защитные барьеры.
Если не планируется снос фундамента, значит предполагается реконструкция здания. Получать разрешение на снос в этом случае не нужно.
Как оформляется снесённая постройка?
После того, как дом снесён, нужно обратиться в орган технической инвентаризации. Его специалисты приедут на место и составят акт обследования дома, вследствие чего аннулируют существующая запись о доме в реестре.
Как оформить документы после этого? Далее собственник обязан подать заявление в Росреестр о внесении записи о ликвидации строительного объекта.
Вместе с заявлением собственник должен предоставить:
- Технический паспорт с отметкой об аннулировании дома, сделанной в БТИ;
- Акт ввода дома в эксплуатацию, находящийся в архитектурном бюро.
Когда строительный объект не зарегистрирован в БТИ, и право собственности гражданина на него не оформлено, снос произойдёт без каких-либо юридических действий.
Сколько стоит демонтаж дома в 2021 году?
Демонтаж и реконструкция частного дома – очень затратные мероприятия. Заключая договор со строительной компанией по сносу дома, нужно удостовериться в том, что смета составлена на начальном этапе соглашения и не подлежит изменению в дальнейшем.
Затраты по сносу здания будут складываться из следующих компонентов:
- Оплаты труда строителей и водителей;
- Аренда техники;
- Вывоз и утилизация мусора.
Цена на работу строительных компаний при демонтаже помещения будет рассчитываться за каждый квадратный метр снесённого здания. Тарифы будут зависеть от материалов перекрытий и расположения строительного объекта.
За демонтаж здания размером 4 на 4 квадратных метра строители возьмут не меньше 12000 рублей. При этом оплата контейнеров для хранения и транспортировки мусора осуществляется отдельно.
Демонтаж фундамента обычно также оценивается отдельно, но в среднем стоит еще не меньше 10000 рублей. Снести кирпичное здание почти в два раза дешевле, чем монолитное бетонное строение.
Снос под нужды города
Иногда снос дома становится не правом гражданина-собственника, а его обязанностью, которая закрепляется за ним на основании вынесенного муниципалитетом предписания.
Когда инициатива о сносе дома исходит от администрации, ее глава обязан также получить официальное разрешение на снос, где будет указано, зачем и почему планируется его демонтаж.
Все документы, которые будут собраны в доказательство необходимости сноса дома, нужно направить в Федеральное управление архитектуры.
Обязательными документами при этом признаются:
- Нормативы по застройке;
- Протокол заседания комиссии;
- Проектно-сметная документация.
После утверждения протокола о сносе дома, администрация обязана письменно уведомить всех граждан, проживающих в доме, который будет снесён.
Причём граждан нужно уведомить целых три раза. После этого администрация выносит специальное решение, которым утверждает комиссию по сносу дома, которая берет на себя решение всех вопросов, связанных с демонтажем здания.
Граждане, жильцы сносимых домов, должны получить третье уведомление о сносе не позднее одного года до начала проведения строительных работ. Администрация обязана предоставить в счёт снесённого жилья другое или денежную компенсацию.
Когда речь идёт о сносе частных домов, при расчете администрации с гражданами должны учитываться и земельные наделы, которыми последние обладали на праве собственности.
Если граждан не устроит то, что будет им отдано взамен, они могут попросить предоставить другое жилье или другой участок земли.
Снос частного дома – это нормальное завершение срока эксплуатации помещения. Собственник дома имеет полное право снести его по личным убеждениям и интересам.
Администрация может заставить собственника снести дом на основании обоснованных предписаний и решений. Так или иначе, при демонтаже помещения потребуется получение специального разрешения.
Снести нельзя признать право собственности
3 августа 2018 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”» в части уточнения положений о самовольных постройках (далее – Закон № 339-ФЗ) и Федеральный закон № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 340-ФЗ).
Нововведения Закона № 339-ФЗ во многом закрепляют достижения судебной практики последних лет и направлены на стимулирование добросовестного поведения участников отношений и «легализацию» объектов самовольного строительства в случаях, когда это не нарушает права третьих лиц и общественные интересы. Положения Закона № 340-ФЗ, касающиеся отношений по самовольному строительству, связаны в основном с изменениями процедурного регулирования.
Основные новеллы законов состоят в следующем.
Фактически вводится фигура добросовестного застройщика
Если лицо не знало и не могло знать о действии установленных законом ограничений по использованию земельного участка, то принадлежащая ему постройка, возведенная с нарушением таких ограничений, не является самовольной. Такое лицо в тексте Закона № 339-ФЗ прямо именуется собственником соответствующего объекта, а не «лицом, осуществившим самовольную постройку».
Вводится механизм приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями
Раньше закон предусматривал два варианта судьбы самовольной постройки: снос или признание права за лицом, имеющим титул на земельный участок. В то же время на практике встречались ситуации, когда суд не считал справедливым принять решение ни о сносе, ни о признании права собственности на самовольную постройку и отказывал в удовлетворении обоих – основного и встречного требований, «подвешивая» ситуацию.
Закон № 339-ФЗ закрепляет возможность принятия судом (или в определенных случаях органом местного самоуправления) решения о сносе либо о сносе или приведении постройки в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом («установленные требования»).
При этом, как следует из положений Закона № 340-ФЗ, приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями осуществляется путем ее реконструкции в порядке, определенном гл. 6 Градостроительного кодекса РФ.
Таким образом, законодательно вводится еще одно основание для легализации постройки – исполнение решения о приведении ее в соответствие с установленными требованиями (новый п. 3.2 ст. 222 ГК РФ в редакции Закона № 339-ФЗ).
Кроме того, приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями является новым основанием для признания права собственности на нее по иску собственника земельного участка или лица, владеющего участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
Предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда решение о сносе либо решение о сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями принимается органами местного самоуправления
Законодатель модифицирует систему оснований для принятия решения о сносе в отношении самовольных построек, сужая в целом сферу «административного сноса». Так, органом местного самоуправления может быть принято:
- решение о сносе в случае:
а) возведения постройки при отсутствии необходимых в соответствии с законом правоустанавливающих документов;
б) возведения постройки с нарушением вида разрешенного использования (далее – ВРИ) на земельном участке, расположенном в границах территории общего пользования; - решение о сносе или о приведении в соответствие с установленными требованиями в случае возведения постройки с нарушением ВРИ земельного участка, расположенного в границах зоны с особыми условиями использования территории, режим которой не допускает такого строительства, или в случае отсутствия разрешения на строительство.
Как отмечалось, приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями осуществляется путем ее реконструкции. При этом остается неясным, каким образом будет производиться приведение в соответствие с установленными требованиями постройки, возведенной без обязательного разрешения на строительство в отсутствие иных нарушений.
Важно отметить, что законодатель выводит из-под действия административного порядка принятия решения следующие объекты:
- постройки, расположенные на земельных участках, находящихся в частной собственности, кроме случаев, когда сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан;
- объекты, права на которые уже зарегистрированы в ЕГРН и/или признаны судом либо по которым ранее судом было отказано в сносе;
- объекты, созданные до 14 мая 1998 г., которые могут быть признаны самовольной постройкой в связи с отсутствием разрешения на строительство;
- объекты, построенные до вступления в силу Земельного кодекса РФ;
- многоквартирные, жилые или садовые дома, а также созданные до 1 сентября 2019 г. на дачных и садовых участках жилые дома и жилые строения.
Вместе с положением о невозможности принятия решения о сносе или о приведении в соответствие с установленными требованиями объектов индивидуального жилищного строительства, предусмотренным п. 3, 4 ст. 22 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в редакции Закона № 339-ФЗ, такие законодательные ограничения представляются особенно важными в связи с появлением новой санкции в виде принудительного изъятия земельного участка у собственника, прекращения прав постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, одностороннего отказа от договоров аренды и ссуды земельных участков и возможным установлением административного штрафа (проект федерального закона № 301854-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части совершенствования механизма пресечения самовольного строительства)», принятый в первом чтении Государственной Думой).
Устанавливается возможность изъятия земельного участка, прекращения прав постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, договоров аренды, ссуды земельного участка, если в отношении самовольной постройки на нем не выполнены обязанности по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями
Принципиально новое положение Закона № 339-ФЗ позволяет в принудительном порядке изъять земельный участок у собственника. Такая санкция применяется в случае, если на земельном участке располагается самовольная постройка, в отношении которой было принято (как в судебном, так и в административном порядке) решение о сносе либо решение о сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями, и соответствующее решение не было исполнено. При этом из суммы компенсации за изъятие земельного участка вычитаются, помимо прочего, затраты на выполнение работ по сносу или приведению в соответствие. Согласно Закону № 340-ФЗ отчуждение участка осуществляется путем продажи его с публичных торгов. В случае если на земельном участке расположены иные объекты капительного строительства, осуществляется раздел исходного земельного участка в целях образования земельного участка, на котором расположена только самовольная постройка. Если такой раздел невозможно осуществить без нарушения требований к земельным участкам, отчуждение земельного участка путем его продажи с публичных торгов не допускается.
Законом № 340-ФЗ предусмотрено, что возведение самовольной постройки или неисполнение обязанности по сносу или приведению в соответствие является также основанием для прекращения в одностороннем внесудебном порядке прав постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, договоров аренды или безвозмездного пользования (ссуды).
При этом в случае, если на земельном участке расположены иные объекты капитального строительства, земельный участок должен быть разделен в целях образования земельного участка, на котором расположена только самовольная постройка. Если раздел участка без нарушения требований к участкам невозможен, прекращение прав и договора аренды в указанном порядке не допускается.
Предусмотрена допустимость предоставления земельного участка с расположенной на нем самовольной постройкой
Положения Закона № 340-ФЗ позволяют предоставлять земельный участок, находящийся в публичной собственности, с расположенной на нем самовольной постройкой. При этом обязательным является включение в договор аренды или ссуды условия об осуществлении арендатором или ссудополучателем сноса самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями. Неисполнение такой обязанности является самостоятельным основанием для прекращения договора в одностороннем внесудебном порядке.
Запрет легализации самовольной постройки «задним числом»
Закон № 340-ФЗ содержит положения, которые препятствуют легализации самовольной постройки путем «приспособления» под ее характеристики действующих правовых актов.
Так, с момента поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки и до момента направления ответного уведомления об отсутствии признаков самовольной постройки либо вступления в законную силу судебного решения, которым отказано в сносе постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями, запрещается:
- внесение в правила землепользования и застройки изменений, которые устанавливают ВРИ и предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции, которым соответствуют ВРИ и параметры самовольной постройки;
- предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка, на котором расположена самовольная постройка, или в отношении самой постройки;
- предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции в отношении участка, на котором расположена самовольная постройка.
Оценивая закон в целом, безусловно, почти революционным шагом можно считать введение возможности приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями. В то же время пока неясно, является ли новый закон либерализацией или, по сути, ужесточением действующего регулирования.
Например, напомним, раньше п. 4 ст. 222 ГК РФ предусматривал возможность сноса самовольной постройки в административном порядке в случаях, когда земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий.
Новая редакция подп. 2 п. 4 ст. 222 ГК РФ может быть истолкована в том смысле, что органы местного самоуправления вправе принимать решения о сносе в административном порядке созданных до 14 мая 1998 г. объектов, единственным нарушением при строительстве которых является отсутствие разрешения на строительство независимо от расположения в зоне с особыми условиями использования территорий. При этом делать это можно будет не только в отношении объектов на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Если есть угроза жизни и здоровью граждан, решение об «административном» сносе можно принять и в отношении постройки на частной земле. В таком случае оборот может ждать новая волна «административного» сноса.
Также требует дополнительной проработки положение об изъятии земельного участка у частного собственника. Новые положения предусматривают раздел земельного участка, занятого самовольной постройкой, только в случае, когда на нем расположены иные объекты. Таким образом, фактически вводится возможность изъятия у частного собственника земельного участка любого размера, даже если самовольная постройка занимает только небольшую его часть. Учитывая, что приведение самовольной постройки осуществляется в порядке ее реконструкции и потребует прохождения множества административных процедур, высок риск, что застройщик не уложится в сроки приведения постройки в соответствие с установленными требованиями. Это, в свою очередь, приведет к инициированию процедуры изъятия всего участка.
Чужая крыша на даче
alt=»По мнению Верховного суда РФ, местные суды так и не разрешили спор между соседями по дачным участкам. Фото: Сергей Михеев» />
Если посмотреть на судебную статистику последних лет, то можно увидеть, что подобные споры между соседями встречаются очень часто. Поэтому разъяснение действующих в таких «соседских» конфликтах норм права может оказаться важным.
Наша история началась с иска гражданина. Истец потребовал обязать соседей добровольно снести то, что они построили на своем участке. Судя по иску, семья соседей истца возвела забор между участками на расстоянии в 25 сантиметров от его дома, построили сарай и хозяйственный блок «в непосредственной близости» от его дома.
Такое расположение построек, заявил в суде истец, нарушает его права. Зимой снег, который скапливается на кровле сарая и хозблока, сползает в сторону его дома и участка, что создает «угрозу жизни и здоровью людей, причиняя ущерб имуществу, а также создает угрозу пожарной безопасности». Даже забор раздражает соседа. Забор, судя по иску, «приводит к скапливанию снега между забором и стеной жилого дома».
Решением Уфимского районного суда в иске недовольному соседу было отказано. Более того, по решению райсуда с истца суд взыскал 15 тысяч рублей в пользу фирмы, которая проводила экспертизу. Тот попытался оспорить отказное решение в Верховном суде Республики Башкортостан. И опять неудачно. Апелляция не только оставила в силе решение суда первой инстанции, но и взыскала с истца уже 25 тысяч рублей — столько стоила экспертиза в кадастровом центре.
После проигрышей гражданин дошел до Верховного суда РФ и попросил отменить все отказные решения.
Высокая инстанция проверила материалы дела. По мнению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, при рассмотрении этого спора были допущены нарушения.
Судя по материалам дела, два соседских участка, о которых идет речь в этом деле, практически одинаковы. На участке ответчика возведен забор из профилированного листа, деревянный сарай и металлический хозяйственный блок.
Местные суды, когда рассматривали это дело, использовали Гражданский кодекс (статьи 209, 263) и Земельный кодекс (статья 40). Оба суда, отказывая истцу в его требованиях, исходили из того, что спорные строения были возведены на участке соседей «с соблюдением требований о целевом назначении земельного участка». По мнению башкирских судей, когда истец требовал сноса построенных объектов, то он «не обосновал необходимость и соразмерность защиты своего права исключительно путем сноса возведенных ответчиками строений».
А еще местные суды сослались на заключение строительно-технической экспертизы и заявили, что «имеются варианты технического решения устранения выявленных нарушений, не связанные со сносом хозяйственного блока». По мнению экспертов, можно было сделать противопожарную стену между домом истца и хозяйственным блоком, можно переделать конструкцию крыши хозблока с двухскатной на односкатную, чтобы снег падал, а дождь лился на сторону ответчиков.
Но перечислив все это, удивился Верховный суд РФ, местные суды все же сделали вывод о том, что эксплуатация хозяйственного блока «несет угрозу жизни и здоровью граждан», так как крыша у хозяйственного блока двухскатная и в сезон обильных осадков с крыши может лить вода и падать снег. Осадки могут подмочить стену жилого дома истца. Ну а уж это может «повлечь за собой» нарушение конструкций. И наконец, в случае возникновения пожара огонь может легко перекинуться на соседние постройки.
Верховный суд РФ заявил, что с постановлением апелляции он не может согласиться, и объяснил, по каким основаниям.
Суд начал с 304 статьи Гражданского кодекса РФ. В ней сказано, что собственник может требовать устранения всяких нарушений своих прав, «хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения».
Установив при рассмотрении дела, какие права истца ответчиками возведенных сарая, забора и хозблока были нарушены, местный суд спор соседей по существу не разрешил. Башкирский суд, с одной стороны, отказал гражданину в сносе спорных строений, но вот с другой стороны — не принял решения о том, какие же действия обязаны совершить ответчики, чтобы восстановить нарушенные права истца.
Подобное решение местных судов оставило немало вопросов. Суд, изучив все материалы, выслушав стороны и назначив экспертизы, не разрешил конфликтную ситуацию между соседями. Получилась странная штука — разрушать сарай, забор и хозблок соседей, о чем просил истец, суд запретил, но признал, что эти здания «угрожают здоровью и безопасности» истца. Как должны понимать, а главное — исполнять это решение ответчики, осталось загадкой. Поэтому Верховный суд РФ отменил решение апелляции и отправил дело на новое рассмотрение. Но если местные суды согласятся с иском, то ответчики потеряют немалые деньги, потраченные на возведение построек на своем участке.