Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию
Выдача разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти).
Наименование государственной услуги
Выдача разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти).
Правовые основания для предоставления государственной услуги
Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с:
а) Градостроительным кодексом Российской Федерации;
б) Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»;
в) Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
г) приказ Минстроя России от 19 февраля 2015 № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»;
д) постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»;
е) постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»;
ж) постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2012 г. № 92 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства»
з) Приказ Минстроя России от 23 мая 2016 г. № 343/пр «Об утверждении Административного регламента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти)
Категории потребителей государственной услуги
Потребителями могут выступать физические или юридические лица, выполняющие функции застройщика либо технического заказчика
Сроки оказания государственной услуги
— Общий срок предоставления государственной услуги включает срок межведомственного взаимодействия органов власти и организаций в процессе предоставления государственной услуги и не может превышать 5 рабочих дней;
— Срок предоставления государственной услуги исчисляется со дня, следующего за днем регистрации заявления о предоставлении государственной услуги.
Информация о платности оказания государственной услуги
Государственная услуга выполняется бесплатно.
Результат предоставления услуги
а) решение о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
б) решение об отказе в предоставлении государственной услуги
Критерии отказа и приостановления оказания государственной услуги
Основаниями для отказа в выдаче разрешений являются:
а) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 статьи 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации;
б) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
в) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
г) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации;
д) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию.
Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является исчерпывающим.
Порядок обращения за оказанием государственной услуги
Документы могут быть представлены в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»
Формы заявлений, принимаемых к рассмотрению
запрос (заявление) на предоставление государственной услуги, заполненной по форме, размещенной на сайте Минстроя России
Перечень необходимых документов-приложений для каждого заявления
При обращении за получением государственной услуги заявитель представляет в Минстрой России следующие документы (далее – документы):
а) запрос (заявление) на предоставление государственной услуги;
б) документ, удостоверяющий личность заявителя;
в) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;
г) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проект планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
д) разрешение на строительство;
е) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);
з) акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);
и) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
к) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
л) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти, выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
м) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
н) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;
н) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Перечень требований, предъявляемых к документам
Документы предоставляются в оригинале, либо в форме нотариально заверенных копий.
В случае направления документов в электронной форме, документы представляются в формате PDF в виде электронных копий (электронных образов) документов, подписанных усиленной электронной подписью заявителя (за исключением технического плана объекта капитального строительства).
Технический план объекта капитального строительства предоставляется в электронной форме, в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
Дачная амнистия — 2020: что нужно знать владельцам домов и участков
Дачной амнистией называют несколько законов, но все они работают по-разному. Общая суть всех поправок про участки, дома и право собственности сводится к тому, что оформить недвижимость стало проще и дешевле.
До 1 марта 2021 года можно в упрощенном порядке оформить в собственность земельные участки и дома. Для всех частных домов теперь не нужно получать разрешение на строительство, причем тут даже нет окончательного срока. Это выдержки из действующих законов, и это называют дачной амнистией.
Мы прочитали все эти законы и разъяснения ведомств. Вот как обстоят дела с амнистией по документам.
Главное об очередной дачной амнистии
Что нужно знать, если у вас есть участок и дом без документов:
- С 4 августа 2018 года отменили разрешения на строительство для частных домов. Их заменили уведомлениями.
- Если дом начали строить до 4 августа, его тоже можно узаконить по уведомлению до 1 марта 2021 года.
- Свои дома, как и раньше, можно сначала построить, а потом узаконить через суд — без уведомлений и разрешений.
- Если постройка не узаконена, она считается самовольной. За это могут оштрафовать.
- Дачных участков больше нет — теперь только садовые и огородные.
- Появилось понятие садового дома — он может быть жилым и нежилым.
- Правила прошлых дачных амнистий не изменились — они действуют бессрочно или до 1 марта 2021 года.
- Дачной амнистией называют много разных норм закона. Если соберетесь что-то оформлять, не доверяйте статьям в интернете, обратитесь за помощью к специалисту и консультируйтесь с местными чиновниками.
О каких изменениях речь и кого они касаются?
Эти изменения касаются тех, у кого есть земельные участки и какие-то постройки, на которые пока нет документов. Если у вас квартира или участок с домом уже оформлены в собственность как положено, разбираться в поправках не нужно.
4 августа 2018 года вступил в силу закон № 340-ФЗ , он внес изменения в градостроительный кодекс. Это такой документ, где написано, что, где и по каким правилам можно строить в России и как это оформлять.
1 января 2019 года вступил в силу закон № 217-ФЗ — о садоводстве и огородничестве. В нем идет речь об участках и постройках со специальным назначением: не жилищное строительство, а ведение хозяйства и выращивание овощей. Но на таких участках тоже можно строить дома, причем даже жилые.
2 августа 2019 года вступил в силу закон № 267-ФЗ , который в очередной раз продлил дачную амнистию.
В каждом из законов десятки страниц. Мы выбрали самое важное.
Дачных земельных участков и жилых строений больше нет
Раньше в документах на участки встречались такие понятия: садовый земельный участок, участок для садоводства, дачный земельный участок, для ведения дачного хозяйства или дачного строительства. Теперь у таких участков одно назначение: все они автоматически садовые. На таких участках можно строить хозпостройки, садовые и жилые дома.
Еще бывают огородные участки: там тоже можно выращивать овощи, но строить можно только сарай для лопат или теплицу, а дом нельзя.
Если на садовом участке было здание, его могли не признавать жилым домом, а называли жилым строением. Это не одно и то же. У владельцев строений, а не домов были проблемы с вычетами, налогами и пропиской. Теперь если строение находится на садовом участке и у него жилое назначение, то считается, что это автоматически жилой дом. Если на садовом участке находится нежилое строение, оно автоматически считается садовым домом. Старые документы менять не обязательно, но по желанию это можно сделать. Иногда лучше иметь для подтверждения выписку из ЕГРН, что в собственности именно жилой дом, хоть и на садовом участке.
Важное об улучшении жилищных условий. Если собственник такого жилого дома на садовом участке нуждался в улучшении жилищных условий, этот дом не будут учитывать при расчете площади. То есть переоформление документов не лишает права на льготное жилье.
Разрешения на строительство для частных домов отменили
С 4 августа 2018 года при строительстве на своем участке больше не нужно получать разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию. Вместо разрешительного порядка ввели уведомительный. То есть владелец участка просто сообщает в администрацию: «Я планирую строить дом вот в этом месте и вот с такими параметрами». Администрация изучает документы и говорит: «Хорошо, стройте».
После того как дом достроен, нужно подать еще одно уведомление — об окончании строительства. К нему нужно приложить технический план и заплатить госпошлину. Если все в порядке, дом ставят на кадастровый учет и одновременно регистрируют право собственности. Причем это заявление отправляет тот орган, куда подают уведомления.
Так как закон об уведомительном порядке вступил в силу 4 августа 2018 года, он касается тех домов, которые начали строить после этой даты. До этого по правилам не всегда можно было строить без разрешений.
До 1 марта 2021 года можно узаконить садовый дом в упрощенном порядке
Хотя уведомительный порядок начали применять с 2018 года, его нужно использовать и для домов, которые начали строить раньше. Если дом на дачном или садовом участке начали строить до 4 августа 2018 года, то до 1 марта 2021 года можно подать уведомление в орган, который выдает разрешения на строительство.
Такое уведомление позволит получить технический план после окончания строительства. Когда придет время, на основании этого техплана дом поставят на кадастровый учет и оформят на него право собственности. Причем порядок будет такой же, как и для новых домов: заявление подаст орган власти. Вот этот порядок сейчас и называют дачной амнистией: возможность подать уведомление до 1 марта и не получать разрешение на строительство, даже если дом начали строить до вступления в силу закона № 340-ФЗ.
Иногда уведомление можно и не подавать. Если строите дом на садовом или дачном участке, до 1 марта 2021 года можно зарегистрировать право собственности в Росреестре без отправки уведомления, разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию. Для этого должны одновременно соблюдаться три условия:
- Уже сделан технический план дома.
- Есть документы, подтверждающие права на земельный участок.
- Право собственности на земельный участок в ЕГРН не зарегистрировано. У человека может быть на руках старое свидетельство о праве собственности на землю, которое было выдано земельным комитетом еще до образования реестра. Или вообще может быть только постановление о выделении земли, с которым человек даже до земельного комитета не дошел. Получается, правоустанавливающий документ есть, а правоудостоверяющего нет. В результате право на землю есть, а регистрации в ЕГРН нет.
Если это ваш случай, можно сдать на регистрацию техплан и документы на землю — этого хватит. Сведения о доме в техническом плане заполнят на основании декларации.
При регистрации права собственности Росреестр проверит, соблюдаются ли общие условия оформления и нет ли оснований для отказа. Например, не подделано ли свидетельство на выделение земли и не претендует ли на этот участок кто-то еще.
Если на участок уже зарегистрировано право собственности в ЕГРН, оформлять дом придется с уведомлением.
Главное, что нужно запомнить: разрешения на строительство теперь не нужны в любом случае. Достаточно подать уведомление — а иногда можно и без него самостоятельно зарегистрировать право собственности. Сначала проверьте, как оформлены ваши права на землю. Потом можно проконсультироваться в межевом центре — вам подскажут варианты.
Для жилых домов на участках под ИЖС разрешения не нужны
Раньше без разрешения можно было строить гаражи, садовые дома и некапитальные объекты. Обычных жилых домов на участках под индивидуальное жилищное строительство в списке не было. С 4 августа 2018 года их туда добавили.
Теперь любой владелец участка под ИЖС может строить дом без разрешения на строительство. Потому что для всех ввели уведомительный порядок.
Вот для каких объектов не нужно разрешение:
- Гаражи.
- Садовые дома и хозпостройки.
- Индивидуальные жилые дома.
- Некапитальные объекты, например теплицы.
- Пристройки к капитальным объектам.
Раньше мы рассказывали, как получить разрешение на строительство частного дома. Теперь все это неактуально: хотите построить дом на своем участке — стройте без разрешения. Но с уведомлением.
Если не нужно оформлять разрешение на строительство, то и на ввод в эксплуатацию тоже не придется.
Если разрешение оформили до того, как их отменили, ввод в эксплуатацию оформляется уведомлением.
Если дом начали строить до 4 августа и без разрешения на строительство, то до 1 марта 2019 года можно подать уведомление о планируемом строительстве. И тогда дом можно достроить и узаконить без разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию. И без суда.
Для строительства гаражей и хозпостроек не нужны ни разрешения, ни уведомления
Чтобы построить садовый или жилой дом, теперь нужно подавать уведомление. Но если в дополнение к этим основным домам вы строите что-то вспомогательное — гараж, баню, сарай, мастерскую, бытовку, то для регистрации понадобится только технический план этого сооружения и документы на участок. Причем право собственности на участок можно не подтверждать, если оно уже зарегистрировано. А технический план составляется на основании декларации.
Что можно строить на огородном участке?
Есть участки, у которых в назначении так и написано — не садовый, а именно огородный. Это не одно и то же.
На огородном участке нельзя строить жилые дома, а можно только выращивать огурцы, клубнику и, например, картошку. До 1 января 2019 года из построек на огородном участке мог быть только некапитальный объект, например теплица, беседка или туалет. Тогда в определении огородных участков это допускалось.
С 1 января огородные участки — только для выращивания. Некапитальные объекты там строить тоже нельзя. На огороде не должно быть вообще никакой недвижимости — только хозпостройки для инвентаря или урожая.
Если на огородном участке есть некапитальный объект и он узаконен, его не нужно сносить. Право собственности сохраняется. А вот узаконить самовольные постройки такого плана теперь не дадут.
Как подать уведомление на строительство?
Об этом мы рассказали в другой статье — с пошаговой инструкцией.
С уведомлениями проще строить дома на участках?
Кажется, что проще. На самом деле — не совсем. Все эти нормы периодически меняются. Не успевают наладить работу одних новшеств, как выходит еще какое-то изменение.
На практике уведомительный порядок мало отличается от разрешительного: там тоже всё проверяют и могут отказать в постановке дома на учет. Хотя разрешения на строительство для ИЖС вроде были нужны, но многие прекрасно строили без них и потом узаконивали свои дома через суд: чаще всего это дешевле и проще, чем оформлять разрешение. Лишь бы нормы не нарушались и соседи не были против. Это правило для самовольных построек действует и сейчас.
Это не все нюансы и сложности, еще много частных случаев. Случаются отказы без причины и полное непонимание, что делать с документами. Но это не первое изменение — к нему остается только приспособиться, как обычно. Многие как строили без уведомлений, так и будут строить. Как возводили домики на огородных участках, так и буду возводить без всяких документов. А власти как не могли отследить и снести все незаконные постройки, так и не смогут. Но это не повод пренебрегать законом: не забывайте про двойной налог с земельных участков без домов и административные штрафы.
Когда заканчивается дачная амнистия?
Термина «дачная амнистия» в законе нет. Так называют любое упрощение при оформлении объектов недвижимости.
Например, возможность оформить в собственность земельный участок, который выделили до 30 октября 2001 года, — это дачная амнистия. Условия и сейчас действуют, а окончательной даты нет.
Строительство гаражей и домов на садовых участках без разрешения на строительство, как было и до всех этих поправок, тоже можно считать дачной амнистией.
Возможность узаконить жилой дом без разрешения на ввод в эксплуатацию, которая действует до 1 марта 2021 года, тоже называют дачной амнистией. И уведомительный порядок для садовых и жилых домов, которые начали строить до 4 августа 2018 года, — это как бы тоже дачная амнистия со сроком до 1 марта 2021 года.
А теперь это еще и возможность вообще все частные дома и хозпостройки строить на основании уведомлений. Такая бессрочная дачная амнистия.
Если вам нужно что-то построить и узаконить, лучше не привязываться к термину, под которым все понимают разные нормы закона, а почитать сам закон или проконсультироваться у эксперта.
Можно ли ввести здание в эксплуатацию без государственной регистрация прав на недвижимое имущество?
Л.М. Золина,
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению
ВОПРОС
В 2019 году компания стала строить административное здание хоз. способом (собственными силами, без привлечения сторонних организаций). Здание стоит на фундаменте. Построили, начислили на сумму затрат НДС, заплатили НДС в бюджет. Перевели здание на счет 08.3. Возможно ли ввести здание в эксплуатацию без государственной регистрации прав на недвижимое имущество? Возможно ли здание перевести на счет 01, начислять амортизацию и платить налог на имущество?
ОТВЕТ
Вы можете перевести построенное здание в состав основных средств при наличии разрешительных документов соответствующих органов (например, пожарной инспекции). Ввод в эксплуатацию осуществляется на основании акта, утверждаемого руководителем организации. С даты ввода в эксплуатацию вы можете начислять амортизацию.
Поскольку здание подлежит государственной регистрации, в бухгалтерском учете его следует учитывать на спецсчете счета 01 как ОС, подлежащие регистрации.
По моему мнению, подать документы на регистрацию следует в максимально короткие сроки в связи с направлениями налоговой политики о расширении перечня недвижимого имущества, которое будет облагаться налогом на имущество по кадастровой стоимости.
ОБОСНОВАНИЕ
Согласно п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации.
До внесения объекта недвижимого имущества в перечень объектов, облагаемых налогом на имущество по кадастровой стоимости, ОС облагается налогом исходя из остаточной стоимости.
В связи с принятием Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» объект налогообложения «жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств. » заменен на «иные объекты недвижимого имущества, признаваемые объектами налогообложения в соответствии с гл. 32 НК РФ».
В свою очередь, гл. 32 НК РФ, а именно п. 1 ст. 401, фактически содержит открытый перечень налогооблагаемых объектов, поскольку заканчивается всеобъемлющей фразой «иные здания, строения, сооружения, помещения».
Из поправок в ст. 378.2 НК РФ (изменен пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, дополнен пп. 2.2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ) следует, что с 1 января 2020 г. вне зависимости от факта упоминания недвижимого имущества в соответствующем региональном перечне, если кадастровая стоимость имущества установлена, то налоговая база на такие объекты недвижимости определяется как кадастровая стоимость недвижимого имущества.
Из разъяснений Минфина России на вопрос о налогообложении налогом на имущество юридических лиц следует, что указанные изменения в основном касаются налога на имущество физических лиц (письмо Минфина России от 6 ноября 2019 г. N 03-05-05-01/85426).
Тем не менее, в связи с принятием Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ» при установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 374 и пункту 1 статьи 378.2 НК РФ (в редакции Федерального закона N 325-ФЗ) с 1 января 2020 года расширяется перечень недвижимого имущества, признаваемого объектом обложения по налогу на имущество организаций.
По объектам недвижимого имущества, в отношении которых законом субъекта Российской Федерации не установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ исходя из среднегодовой стоимости имущества при условии, если эти объекты учтены на балансе организации в качестве основных средств.
В настоящее время в целях исключения неточностей и неясностей в интерпретации норм статьи 378.2 Налогового кодекса Минфином России совместно с Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам прорабатывается вопрос о подготовке поправок в указанную статью исходя из вышеизложенной позиции.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, в том числе в связи с созданием объекта недвижимости.
За несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним в соответствии со ст. 19.21 КоАП РФ собственник может быть привлечен к административной ответственности в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Л.М. Золина,
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению
Смотрите также:
Индивидуальный жилой дом — дом, предназначенный для личного (семейного) проживания, расположенный на усадебном участке и находящийся в собственности гражданина вместе с хозяйственными и другими строениями и зелеными насаждениями.
Усадебный участок — земельный участок, предоставленный гражданину для размещения индивидуального жилого дома и ведения хозяйства в порядке, установленном законодательством РК.
В данной статье мы рассмотрим полную процедуру оформления строительства частного дома от начала до конца.
Порядок оформления постройки индивидуального дома не выше 2-х этажей:
- Испрашивание участка для индивидуального жилищного строительства (если участка в частной собственности нет).
- Приобретение или получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства (узнайте, как получить землю для строительства бесплатно).
- Регистрация прав на землю, если это не было сделано ранее (узнайте как оформить право и получить акт на право частной собственности на земельный участок). Здесь важно, чтобы целевым назначением земельного участка было индивидуальное жилищное строительство.
- Получение исходных материалов на проектирование, разработка эскизного проекта будущего дома, ее согласование со структурным подразделением МИО, осуществляющим функции в сфере архитектуры и градостроительства.
- Строительство дома.
- Ввод объекта недвижимости (дома) в эксплуатацию собственником самостоятельно.
- Оформление документов на недвижимость и прав на нее.
Согласно пункту 22 Правил организации застройки и прохождения разрешительных процедур, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 750 (далее – Правила) реализация проектов по строительству осуществляется на основании соответствующего права на земельный участок и следующими этапами:
- получение исходных материалов для разработки проектов строительства;
- разработка и согласование эскиза (эскизного проекта);
- разработка проектно-сметной документации и проведение комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства;
- уведомление органов, осуществляющих государственный архитектурно-строительный контроль и надзор о начале производства строительно-монтажных работ, осуществление строительно-монтажных работ;
- приемка и ввод в эксплуатацию построенного объекта.
При строительстве индивидуального жилого дома не выше 2-х этажей и временных строений (хозяйственно-бытовых помещений), располагаемых на собственных приусадебных участках, проектирование и экспертиза проектов строительства не требуется.
Строительство индивидуального жилого дома не выше 2-х этажей осуществляется в соответствии с эскизом (эскизным проектом), согласованным со структурным подразделением МИО, осуществляющим функции в сфере архитектуры и градостроительства, за исключением строительства индивидуальных жилых домов выше двух этажей, строительство которых осуществляется по проектной документации, которая подлежит обязательной экспертизе.
В случае строительства индивидуальных жилых домов выше двух этажей, необходимо придерживаться пункту 22 Правил.
Каким должен быть проект частного дома?
В проекте отражаются конструктивные и планировочные решения, отвечающие условиям безопасного проживания не ниже минимальных государственных нормативов и стандартов для жилых зданий.
Согласно статье 3 Закона «Об индивидуальном жилищном строительстве» вы вправе построить жилой дом по проекту, не нарушающему установленные строительные и другие обязательные нормы и правила, и согласованному с архитектурно-градостроительной службой акимата города республиканского значения, столицы, района (города областного значения).
Согласно подпункту 1) пункта 2 статьи 60 Закона РК
Согласно подпункту 1) пункта 2 статьи 60 Закона РК
«Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (далее — Закон) без проектной (проектно-сметной) документации либо по эскизам (эскизным проектам) заказчик (собственник) по согласованию с местными исполнительными органами города республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) может осуществлять строительство индивидуальных жилых домов не выше 2-х этажей.
Состав и содержание эскизного проекта на строительство жилого дома приведен в приложении 3 Правил, разрабатывается проектной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Эскизный проект подлежит согласованию со структурным подразделением МИО, осуществляющим функции в сфере архитектуры и градостроительства.
Строительство индивидуальных жилых домов выше двух этажей, осуществляется по проектной документации, которая подлежит обязательной экспертизе.
Согласно статьи 64-5 Закона, на проекты технически и технологически несложных объектов обязательная комплексная вневедомственная экспертиза проводятся аккредитованными экспертными организациями.
Получение разрешения на строительство
Под разрешением на строительство подразумевается весь процесс – от получения правоустанавливающего документа на земельный участок до ввода и регистрации объекта в органах регистрации.
Реализация проектов по строительству осуществляется на основании соответствующего права на земельный участок и следующими этапами:
- получение исходных материалов для разработки проектов строительства;
- разработка и согласование эскиза (эскизного проекта);
- разработка проектно-сметной документации (далее — проектирование) и проведение комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства (далее – экспертиза);
- уведомление органов, осуществляющих государственный архитектурно-строительный контроль и надзор о начале производства строительно-монтажных работ, осуществление строительно-монтажных работ;
- приемка и ввод в эксплуатацию построенного объекта.
Исходные материалы для разработки проектов строительства включают:
- архитектурно-планировочное задание (далее – АПЗ);
- технические условия на подключение к источникам инженерного и коммунального обеспечения (далее – технические условия);
- поперечные профили дорог и улиц;
- вертикальные планировочные отметки;
- выкопировку из проекта детальной планировки;
- схему трасс наружных инженерных сетей.
После получения исходных материалов, согласования эскизного проекта можно приступать с проектированию (в случае строительства индивидуальных жилых домов выше 2-х этажей), к приобретению материалов, строительно-монтажным работам и далее вводу объекта в эксплуатацию и ее регистрации. Здесь также может быть два варианта: строительство можно вести как самостоятельно, так и обратиться к подрядчикам.
Контроль за ходом строительства дома
Контроль за ходом строительство индивидуального жилого дома не выше 2-х этажей осуществляет сам заказчик.
Строительство индивидуальных жилых домов выше двух этажей, расположенных в зонах повышенной сейсмической опасности или с иными особыми геологическими (гидрогеологическими) и геотехническими условиями осуществляется с обязательным сопровождением авторского и технического надзоров и подлежит инспектированию со стороны государственной архитектурно-строительной инспекции.
Прием построенного дома в эксплуатацию, подписание акта о приеме объекта в эксплуатацию
Согласно статьи 74 Закона РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (далее — Закон) собственник (заказчик, инвестор, застройщик) самостоятельно осуществляет приемку в эксплуатацию индивидуальных жилых домов не выше 2-х этажей.
Нормы настоящей статьи также не распространяются на объекты.
- строительство которых финансируется за счет государственных инвестиций либо с их участием;
- строительство индивидуальных жилых домов выше двух этажей.
Порядок приемки, а также форма акта приемки построенного объекта в эксплуатацию собственником самостоятельно утверждаются уполномоченным органом, по делам архитектуры, градостроительства и строительства (Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 13 декабря 2017 года № 867 «Об утверждении Правил приемки построенного объекта в эксплуатацию собственником самостоятельно, а также формы акта приемки»).
Приемка индивидуальных жилых домов выше двух этажей осуществляется заказчиком совместно с подрядчиком, техническим и авторским надзорами (статьи 73 и 75 Закона).
Кто несет ответственность за качество построенного дома?
Ответственность за качество построенного дома несут все участники строительства – заказчик, разработчик проекта и согласовавшую проект организацию, подрядчик, технадзор (в случае строительства дома выше 2-х этажей).
Ответственность за эксплуатацию частного дома, других построек и сооружений и затраты на эти цели, а также капитальный ремонт и необходимые меры по инженерной защите территории в пределах усадебного участка (там, где это требуется) несет собственник индивидуального жилого дома. На собственника возлагается также обеспечение использования усадебного участка по целевому назначению, с соблюдением санитарно-экологических норм.
Ответственность за самовольное строительство жилого дома и хозпостроек несет собственник.
Ввод в эксплуатацию частного дома
Строительство объектов ИЖС должно осуществляться на специально отведённых для этого категориях земель.
Чтобы построенный частный дом мог использоваться его жильцами по назначению и не был признан незаконным самостроем, требуется осуществить ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома.
Объект капитального строительства должен не только отвечать строительным нормативам и стандартам, но и разработанному до его строительства проекту и полученному разрешению на его возведение.
Ввод в эксплуатацию оформляется в виде специального акта, подписываемого комиссией. О том, как его получить, и что будет, если этого не сделать в соответствии с нормами законодательства, поговорим далее.
Что такое ИЖС и капитальное строительство?
ИЖС – это индивидуальное жилое строительство, вид разрешённого использования земли, на котором можно возводить объекты капитального строительства.
Такой дом должен иметь не более 3 этажей, в нем должна проживать одна семья. Объект недвижимости должен быть обеспечен необходимыми для жизни коммуникациями: отоплением, газоснабжением, электричеством, водой, канализацией. Инфраструктура объекта должна позволять до него добираться: нужны дороги.
Располагаются объекты ИЖС на землях населенных пунктов. Построить дом на земле сельскохозяйственного назначения или в лесном фонде страны будет нельзя. Теоретически построить его конечно можно, но это будет признано самостроем, подлежащем обязательному сносу.
Частный жилой дом признаётся капитальной постройкой. Точного определения этого понятия в законодательных нормах нет.
В целом же, под объектом капитального строительства понимается постройка на фундаменте, который прочно связан с землёй, углублён в неё и выполнен из прочных строительных материалов.
Что это значит – ввод объекта в эксплуатацию?
Ввод в эксплуатацию частного дома регламентирован нормами действующего законодательства.
После окончания строительных работ все объекты недвижимости проходят финальную проверку на соответствие заявленных требований и на возможность их безопасного использования.
Многоквартирные дома, производственные объекты и дороги также получают разрешение на эксплуатацию.
Ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства также необходим для оформления любых сделок с недвижимостью. Если дом не получит документа на ввод его в эксплуатацию, то его владелец не сможет оформить кадастровый и технический паспорт дома, продать его, сдать в аренду.
Градостроительный Кодекс гласит, что основополагающими документами для строительства частного дома являются:
- Разрешение на строительство объекта ИЖС;
- Акт ввода дома в эксплуатацию.
С 2018 года для строительства частных домов не требуется получение разрешения на строительство.
Если рассматривать объекты строительства в виде построек, возведённых на землях СНТ, то по «дачной амнистии» не требовалось получать акт на ввод дома в эксплуатацию. Здесь оформление дома в собственность происходило по упрощенной процедуре.
С 2021 года «дачная амнистия» была отменена, а значит и ввод дома в эксплуатацию стал обязательным требованием для всех домов, в том числе и для тех, что расположены на землях СНТ.
Порядок ввода жилого дома в эксплуатацию
ФЗ № 122 регулирует процедуру выдачи акта о вводе в эксплуатацию объекта жилого строительства.
Многие задаются вопросом, кто выдаёт разрешение на ввод дома в эксплуатацию. Ответ на данный вопрос содержится в ст. 55 Градостроительного Кодекса страны.
В нем сказано, что разрешение на ввод в эксплуатацию выдаёт тот же орган, что и оформлявший разрешение на строительство.
Чтобы получить акт на ввод дома в эксплуатацию, обязательно нужно предъявить документ, подтверждающий право собственности владельца на земельный участок.
Оценка готовности жилого объекта происходит в два этапа:
- Сначала владелец дома получает на руки «Заключение о соответствии построенного здания требованиям проектной документации и техническим регламентам»;
- Выдача владельцу разрешения на ввод в эксплуатацию.
Разрешение на ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома выдаётся комиссией, состоящей из нескольких человек – представителей уполномоченных органов.
Это органы местного самоуправления, в которых представлены сотрудники Санитарно-эпидемиологического надзора, водоканала и газовой службы, пожарного надзора и др.
Что нужно для ввода в эксплуатацию частного дома? Для этого нужно иметь на руках правоустанавливающие документы на объект строительства и на участок земли.
Сама процедура оформления акта выглядит следующим образом:
- Подготовка необходимой документации;
- Направление заявки в администрацию на вызов комиссии;
- Получение заключения о том, что жилой объект отвечает требованиям Градостроительного Кодекса РФ;
- Обращение в администрацию за получением разрешения на оформление права собственности на объект строительства;
- Получение акта о вводе в эксплуатацию.
Если комиссия усмотрит в проверяемом объекте какие-либо недостатки, она вынесет предписание о сроках их устранения. Акт о вводе в эксплуатацию при этом не будет выдан.
После решения проблем нужно будет повторно вызывать администрацию на поверку объекта жилого строительства.
Документы для ввода в эксплуатацию
Перечень необходимой для этого документации строго регламентирован и закреплён ст. 55 Градостроительного Кодекса. По своему усмотрению принимающая документы сторона не может расширять установленный перечень.
Прежде всего нужно предоставить заполненное заявление специальной формы о необходимости ввода дома в эксплуатацию.
Кроме него нужно предоставить:
Чтобы оформить акт о введении дома в эксплуатацию, можно подать документы через МФЦ. Выписку из ЕГРН стоит заранее заказать на сайте Росреестра.
Как выглядит акт ввода в эксплуатацию?
Акт ввода в эксплуатацию подтверждает факт пригодности проживания в возведённом жилом объекте и соответствие его государственным строительным стандартам.
Содержит акт в своём содержание ниже представленную информацию:
Подписи подтверждают факт соответствия объекта заявленным требованиям и законность оформления акта ввода дома в эксплуатацию.
Комиссия обязана проверить представленные документы и осмотреть объект строительства в срок 7 дней.
Не всегда результатом такой проверки является оформление акта о вводе дома в эксплуатацию. Комиссия имеет право вынести и мотивированный отказ. Основаниями отказа могут служить:
- Дом не соответствует градостроительному плану;
- Представлен неполный пакет документов;
- Объект не соответствует строительным стандартам и технической документации и др.
Полный перечень законных оснований отказа представлен в п. 6 и 7 ст. 55 Градостроительного Кодекса.
Как должен выглядеть дом перед осмотром?
Проверка состояния дома осуществляется по определенному нормативной документацией регламенту. Поэтому перед тем, как вызывать комиссию на осмотр, нужно проверить самостоятельно, все ли системы и части объекта соответствуют нормативам.
В полном объеме должны быть выполнены следующие работы:
Это не значит, что для получения разрешения на эксплуатацию дома, нужно полностью завершить его отделку. Внутри может быть не доделан ремонт, важнее, чтобы все коммуникации в доме были исправны и допустимы для многократного использования.
Можно поэтажно вводить дом в эксплуатацию. Однако для этого потребуется несколько раз направлять заявления в администрацию, собирать необходимые документы и проводить осмотры.
Важно перед приездом комиссии удостовериться, что в жилом помещении соблюдены следующие требования:
- В нем есть окна и двери;
- Должен быть пол;
- В доме должно быть отопление;
- По дому должна быть разведена электропроводка в соответствии с проектом строительства;
- Комнаты помещения должны быть черновым методом отделаны;
- Если в доме есть цокольный этаж, потолок в нем не должен превышать 2,1 метра.
Если потолок в подвале будет выше значения в 2,1 метр, то это помещение будет признано комиссией первым этажом. Это будет означать, что цоколь также должен быть отделан, как минимум, черновой отделкой.
Как эксплуатировать дом после получения разрешения?
Когда у владельца дома на руках будет акт ввода его в эксплуатацию, можно обращаться в БТИ за получением технического и кадастрового паспортов на здание.
Кроме того, после получения разрешения можно будет оформить право собственности на объект ИЖС в Росреестре. Займёт это около 2 недель.
Также следует учесть, что с момента оформления собственности у владельца возникают еще два обязательства:
- Платить коммунальные платежи за эксплуатацию дома той службе или управляющей компанией, с которой у него заключён договор на обслуживание;
- Платить налоги на объект недвижимости.
Став собственностью владельца, дом должен содержаться им в надлежащем состоянии в соответствии с установленными требованиями эксплуатации. Прописаны правила такой эксплуатации в «Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда» № 170.
В соответствии с данным документов владелец дома обязан:
Дом нужно будет сохранять в исправном состоянии, пригодном для жизни людей. Все действия внутри дома или вблизи его расположения можно разделить на те, которые требуют предварительного разрешения, и те, которые его требуют.
Дом с момента ввода его в эксплуатацию становится частью жилищного фонда страны, охраняется органами и специальными службами наравне с другими объектами жилой недвижимости.
По окончании возведения жилого дома его нужно ввести в эксплуатацию. Для этого оформляется специальный акт комиссией, состоящей из представителей различных служб администрации города. Без получения акта на ввод в эксплуатацию объекта ИЖС нельзя будет оформить на него право собственности.
Как ввести в эксплуатацию частный дом?
Окончание строительства частного дома – важное событие в жизни каждой семьи. Но хлопоты на этом этапе еще не заканчиваются. Чтобы в доме можно было поселиться, он должен быть введен в эксплуатацию. Процедура официального оформления объекта имеет свои особенности, о которых стоит знать.
Зачем вводить здание в эксплуатацию
Некоторые владельцы ошибочно считают, что вводить построенный дом в эксплуатацию не нужно. Но без корректного оформления документов распоряжение дальнейшей юридической судьбой объекта станет невозможным. Его не получится продать, завещать, получить имущественный вычет от государства.
Разрешение на ввод сооружения в эксплуатацию необходимо и для того, чтобы узаконить самовольную постройку. Наличие этого документа означает, что в процессе строительства были соблюдены все нормативы и требования Градостроительного кодекса.
Каким требованиям должен соответствовать дом
Чтобы государственные службы разрешили ввести здание в эксплуатацию, оно должно соответствовать санитарным правилам, строительным нормам и проекту возведения. В первую очередь это означает обеспечение постройки жизненно важными коммуникациями:
- Водоснабжением. Оно может быть как центральным, так и местным (колодец или скважина ).
- Отоплением (от печи, газовым или бойлерным).
- Канализацией. Даже если загородный дом не обслуживается централизованно, в нем надо оборудовать канал для стока нечистот.
- Электрической энергией: должны быть установлены линии электропередач и обеспечена возможность к ним подключиться.
- Подъездными путями к дому.
Кроме того, необходимо завершить возведение конструкций, покрыть крышу, вставить окна. Только при соблюдении всех этих условий специальная комиссия при муниципалитете может выдать разрешение на ввод
Ввод дома в эксплуатацию в 2021 году: краткая инструкция
Для получения положительной резолюции приемной комиссии хозяевам дома нужно выполнить ряд действий:
- Обратиться в отделение БТИ лично или через многофункциональный центр. Специалисты бюро техинвентаризации выдадут заявителю технический паспорт возведенной постройки. Для его оформления придется предоставить межевой план и выписку из ЕГРП, подтверждающую право собственности на землю. Выписка должна быть расширенной, то есть с информацией об обременениях.
- Подать заявление в уполномоченный комитет администрации. К нему надо приложить правоустанавливающую документацию и фотографии здания.
- Обратиться в управление архитектуры и градостроительства. Здесь нужно оплатить работы, связанные с вводом дома в эксплуатацию. Сотрудники управления выдадут список организаций, которые придется обойти для получения разрешения.
- Пройти процедуру согласования в электрослужбе, газовой и пожарной службе, а также водоканале. Без одобрения этих инстанций получить заветный документ не удастся.
- Предоставить в градостроительный отдел полный пакет заверенных документов.
После этого останется дождаться готовности разрешения на ввод в эксплуатацию. Срок его изготовления обычно составляет 10 дней. Теперь можно получать документы о праве собственности на здание, прописываться и оплачивать налог на недвижимость. По окончании года, в течение которого хозяину была выдана выписка из ЕГРП, он имеет право обратиться в налоговую службу за имущественным вычетом.
Необходимые документы
Список документов, необходимых для получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию, выглядит так:
- Паспорт владельца.
- Разрешение на строительство здания.
- План земельного участка.
- Акт приемки объекта.
- Документы, подтверждающие право на землю.
- Заключения представителей инстанций, которые занимаются инженерно-техническим обслуживанием сетей.
- Акт, который подтверждает соответствие построенного здания утвержденному проекту.
- Схема местонахождения инженерных сетей на объекте, подписанная ответственным лицом.
В соответствии с п.3 ст.55 Градостроительного кодекса может потребоваться дополнительная документация, но на практике такое бывает редко.
Сколько стоит услуга
Формально выдача разрешения на ввод постройки в эксплуатацию – услуга бесплатная. Но в реальности хозяевам приходится тратиться на работу кадастровых инженеров, подготовку документов в БТИ, регистрацию права собственности. В итоге расходы могут составлять от 10 000 руб. до 50 000 руб.
Что такое упрощенная схема
До 1 марта 2020 года в отношении частных построек применяется так называемая «дачная амнистия», то есть упрощенная схема оформления в собственность. В соответствии с этой программой граждане могут регистрировать частные дома без прохождения процедуры ввода в эксплуатацию.
Это хороший вариант для хозяев, желающих подтвердить свои права на жилой дом в садовом товариществе. Чтобы воспользоваться упрощенной схемой, нужно провести техническое обследование земельного участка, подготовить документы и предоставить их в градостроительный комитет
Если в соответствии с документами здание построено и подключено к инженерным коммуникациям без нарушений, в течение месяца будет выдано соответствующее разрешение.
Почему отказывают в выдаче разрешения
Часть 6 ст. 55 Градостроительного кодекса предусматривает ряд оснований, по которым власти вправе отказать во вводе дома в эксплуатацию. Распространенные причины — отсутствие каких-то документов, несоответствие постройки санитарным либо строительным нормам полностью или частично. Отказ последует и в случае, если жилой дом возведен на участке, не предназначенном для этих целей.
Если же владелец не успел подготовить пакет документов к установленному времени, это не является причиной для отказа. Человеку просто должны предоставить дополнительное время. Каждый случай отклонения заявления можно обжаловать как в вышестоящей инстанции, так и в судебном порядке.
Ввод частного дома в эксплуатацию – процедура, которая занимает немало времени. Государственные органы проверяют объекты достаточно тщательно. Поэтому перед обращением за выдачей разрешения застройщику нужно еще раз все проверить и по возможности устранить недочеты.