Карнизный свес кровли из металлочерепицы

Карнизный свес кровли из металлочерепицы

Монтаж карнизной части кровли из металлочерепицы

Сырость под металлической крышей возникает при любой толщине утеплителя и в любое время года. Это результат конденсации воздуха на обратной стороне кровельного покрытия. Необходимо предусмотреть надёжную гидроизоляцию и вентиляцию подкровельного пространства.

Устройство карнизного свеса на крыше из металлочерепицы

Не одни лишь просчёты в устройстве теплоизоляционного слоя приводят к его намоканию. Дело в том, что влага под металлической крышей образуется при любой толщине утеплителя и в любое время года. Она является результатом конденсации воздуха на обратной стороне любого металлического кровельного покрытия.

Металл за счёт своей высокой теплопроводности нагревается и остывает намного быстрее, чем воздух под крышей. Возникает эффект «точки росы», который можно наблюдать при запотевании стекол в автомобиле или зеркал в ванной комнате. Сделать с этим решительно ничего нельзя — физика есть физика. Поэтому гидроизоляционные мембраны или плёнки при устройстве утеплённой кровли попросту необходимы.

Гидроизоляция и вентиляция металлической кровли

Слой такой гидроизоляции должен быть сплошным. Совсем не обязательно его проклеивать, как пароизоляцию — просто гидроизоляционный материал нужно укладывать с необходимым перехлёстом, чтобы с верхнего полотна влага стекала на нижнее и далее, а не подтекала под него.

Кстати, именно поэтому в утеплённой кровле не рекомендуется использовать гидроизоляционные плёнки с микроперфорацией — намокая, они перестают выполнять свои функции и влага может попасть в утеплитель в любом месте.

Другой важный момент в том, что конденсировавшаяся под крышей влага должна быть оттуда удалена, для чего между кровельным металлом и слоем подкровельной гидроизоляции оставляют некоторый зазор под вентиляцию.

Такой вентиляционный зазор должен быть непрерывным по длине всего ската начиная с карниза вплоть до конька, иначе в нём попросту не будет смысла.

На карнизе должен быть обеспечен вход воздуха в подкровельное пространство для его эффективной вентиляции.

Наличие вентилируемого канала обеспечивается контробрешёткой, которая монтируется поверх гидроизоляции, на стропильные ноги. Она же служит основанием для обрешётки. Для защиты стропил от влаги, проникающей через места крепления контробрешётки, закреплённой поверх гидроизоляционной мембраны, рекомендуется использовать уплотнительную самоклеящуюся ленту из вспененного полиэтилена.

Требование вентиляции подкровельного пространства проще соблюсти при наличии простой двухскатной крыши. В этом случае поток воздуха, попадающий туда, естественным образом проходит между соседними брусками контробрешётки снизу вверх.

Куда сложнее продумать и воплотить условия для качественной вентиляции подкровельного зазора на замысловатых крышах, характерных для большинства утеплённых мансард. Да ещё при наличии мансардных окон и других конструкций, проходящих сквозь кровельный пирог и полностью блокирующих вентзазор.

В подобных ситуациях монтаж контробрешётки осуществляют с разрывами. Воздушный поток идёт по более замысловатой траектории (змейкой). Однако при этом сохраняется возможность удалять из подкровельного пространства максимальное количество влаги.

Ещё один важный момент — монтаж лобовой доски. Порой её крепят под самый срез кровельного покрытия, закрывая вентиляционный зазор, образуемый контробрешёткой. Лобовая доска должна крепиться на торце по уровню среза стропил, но не выше.

Стоит также добавить, что различные дополнительные компоненты кровельной системы, элементы кровельной вентиляции (аэраторы, защитные ленты, вентиляционные выходы) — вовсе не модные аксессуары, а необходимые для её правильного функционирования изделия.

Карнизный свес как отправная точка крыши

Карниз отводит воду от стен дома и является важным архитектурным элементом здания. Кроме того, устройство карнизного свеса крайне важно с точки зрения обеспечения хорошей вентиляции подкровельного пространства. Можно сказать, что качество и долговечность утеплённой крыши в целом закладываются конструкцией карниза.

Что делать с гидроизоляционной мембраной на карнизной части крыши? Чуть ли не у каждого доморощенного мастера свои «решения», которых не найдешь ни в какой инструкции. И с большой долей вероятности этот узел, выполненный такими «универсальными» специалистами, будет обустроен неправильно.

Однако непродуманная конструкция карниза может привести к плачевному результату. Если вентиляционный зазор будет перекрыт скоплением снега или льда, крыша наверняка будет испытывать проблемы даже в том случае, когда остальные элементы окажутся выполнены безупречно.

Если постараться, то можно найти целый спектр возможных вариантов (над стеной, у лобовой доски, на лобовой доске, в водосточном желобе, где-то в карнизной подшивке). Однако стоит озадачиться вопросом, для чего это нужно — и всё встаёт на свои места.

Некоторые технические руководства рекомендуют заводить гидроизоляцию в водосточный жёлоб. Мало того, что эта попросту недостижима. Ведь жёлоб устанавливают с уклоном в 3 мм на погонный метр, то есть его положение по отношению к лобовой доске, над которой выпущена гидроизоляция, непостоянно.

Заправить полотно мембраны в водосток достаточно проблематично, а на начальном его отрезке и вовсе невозможно. Там жёлоб расположен выше уровня мембраны. В самой нижней своей точке водосток находится порой значительно ниже выхода мембраны. Придётся частично заправить мембрану в жёлоб где возможно, а где невозможно — просто обрезать по торцу лобовой доски?

Но и это ещё не всё. Такой вывод гидроизоляции попросту создаёт «ступеньку», которая уже сама по себе препятствует стоку конденсата, а самое главное — практически перекрывает вентиляционный зазор между утеплителем и кровельным покрытием.

Кроме того, водосток зимой вполне естественно забит снегом, а значит и вентзазор тоже будет перекрыт сугробом. К чему может привести такое закупоривание? Стекать конденсату будет некуда — на карнизе снег. Вскоре образуется ледяная пробка. И подкровельная вентиляция не работает, и до повреждения гидроизоляционной мембраны недалеко.

На самом деле оптимальное техническое решение следующее: необходим специальный металлический элемент — капельник конденсата на торце лобовой доски, на который и будет отводиться конденсат и талая вода с гидроизоляционной мембраны.

Однако здесь порой и начинается путаница, когда капельником называют карнизную планку, которая подытоживает укладку кровельного покрытия и обеспечивает сток воды в жёлоб. Главное же отличие и предназначение капельника в том, что на нём заканчивается гидроизоляция. Точнее, она к нему приклеивается герметизирующей лентой.

Правильная конструкция карниза с карнизной планкой и капельником представлена на схеме.

Невооруженным глазом видно, что данное решение обеспечивает беспрепятственный заход воздуха в вентилируемый зазор подкровельного пространства и оптимальным образом организует отвод талой воды, осадков и конденсата. Для защиты от птиц и насекомых его рекомендуется закрыть карнизной вентиляционной лентой.

Нельзя не упомянуть и про другой, «скандинавский» вариант устройства вывода гидроизоляции, когда подкровельная мембрана не доводится до карниза и обрывается где-то в области вентилируемой подшивки на расстоянии 200 мм от края стены. Капельник в этом случае не используется. Такой вариант внешне выглядит более эстетично и также хорошо обеспечит вентиляцию крыши.

При этом подшивка в данном случае должна обеспечивать свободный доступ воздуха и выполняться только обрезной доской с достаточным (не менее 10 мм) зазором между досками. А конденсат может капать из щелей и образовывать не особо эстетичного вида сосульки и из-под подшивной доски.

Конечно, капель или сосульки на капельнике также периодически наблюдаются — это показатель того, что конденсат из подкровельного пространства удаляется. Но при этом вода гарантированно отводится не только от стен дома, но и от подшивки карнизных свесов, а это не одно и тоже, что капель или сосулька на подшивке карниза.

Таким образом, именно схему с капельником можно уверенно назвать наиболее практичной и оправданной в нашем климате. При этом карнизная планка, которая крепится только под листом кровельного материала, обуславливает прямой вывод непосредственно в жёлоб только осадков и талой воды.

Она должна заходить в жёлоб в верхней точке примерно на одну треть. Для чего это нужно? Во-первых, вода с крыши будет течь в жёлоб даже при боковом ветре, а в зимнее время планка будет защищать вентиляционный зазор от снега. Само собой разумеется, что в нижней точке жёлоба карнизная планка может оказаться выше его края. Тогда под неё можно проложить полосу из того же металла. Видно её не будет, а польза несомненна.

Многие из перечисленных неприятностей могут быть исключены в случае использования готовых кровельных систем, которые разработаны специалистами и учитывают все детали технологии и особенности конструкции кровли из металлочерепицы.

При наличии всего необходимого знание задачи способствует интуитивному пониманию того, что и куда «цеплять», даже если отсутствовало изначальное представление о функциях того или иного элемента.

Как установить карнизную планку под металлочерепицу

Обустройство крыши не обходится без карнизной планки для металлочерепицы. Элемент относится к доборным деталям и отвечает за сохранность конструкции, стыкуя отдельные участки кровли. Для самостоятельной установки свеса рекомендуется ознакомиться с технологией монтажа.

Актуальность карнизной планки для металлочерепицы

От правильной установки планки зависит прочность и срок эксплуатации кровельного покрытия.

Свес также выполняет декоративную функцию, создавая законченный образ конструкции – крыша приобретает эстетичный вид. Карнизы выбирают в едином цвете с металлочерепицей, но нередко дизайнеры предлагают контрастные решения.

Отличие планки от капельника

При монтаже кровельных элементов своими руками часто возникают ошибки с определением доборных частей. Зачастую планку путают с капельником. Установка этого элемента вместо карниза снижает эксплуатационный срок кровельной конструкции.

Принципиальное различие между деталями заключается в месте монтажа и назначении. Капельник необходим для отвода конденсата, скопившегося на гидроизоляционной плёнке. Он также защищает древесину от воздействия влаги. Капельник монтируется на систему стропил за пароизоляцию.

Существует очерёдность установки этих деталей. Карнизная планка крепится на металлочерепицу. Капельник на неподготовленный кровельный пирог напрямую к стропилам. При этом он не примыкает к брусу, а немного свешивается и выводится под жёлоб стока воды.

Плюсы и минусы карнизного свеса

Покупательский спрос на карнизную планку для профнастила и металлочерепицы обусловлен достоинствами материала и техническим отсутствием недостатков. К явным преимуществам свесов относится:

  • Защита перекрытий и чердака от воздействия внешней среды.
  • Герметичные кровельные соединения стен, труб и шахт.
  • Защита пиломатериалов, используемых в конструкции крыши, что позволяет нивелировать риск распространения пожара. В целом использование карнизных доборов соответствует стандартам пожарной безопасности.
  • Широкая ассортиментная линейка цветов позволяет подобрать свес к любому оттенку металлочерепицы.
  • Правильная установка планок при возведении кровли и соблюдение особенностей монтажа обеспечивает стильный внешний вид дома, а также продлевает срок службы кровли.

Минусом использования планок является стоимость материала и затраты по времени на монтаж. Работы требуют наличия навыков у специалиста и наличия оборудования.

Разновидности карнизных планок для металлочерепицы

Для эффективного удаления влаги и паров применяются два типа карнизной планки. Удобной в работе и качественной является продукция финской марки RANILA. На российском рынке представлены простые варианты свесов с высоким сроком службы, например, карнизы для металлочерепицы от завода Полидин.

С внутренним отведением влаги

Карнизная планка для профлиста с внутренним отведением влаги – элемент, необходимый для пароизоляции кровельной системы. Монтаж осуществляется методом обрезки по центру вылета стропильных балок. На данном участке не укладывается утеплитель для металлочерепицы, поэтому конденсат почти не скапливается. Влага прокапывает сквозь обшивку планки. Во избежание обледенения этой части, кровлю необходимо подбить деревянными рейками.

Классический вариант

Классические модели чаще всего применяются при установке крыши, в т. ч. вальмовой кровли. Данный вариант имеет загиб в 120°, со сторонами 110-120 мм и 60-80 мм. Свес актуален для регионов с умеренным климатом, где отсутствуют сильные ветра и высокая влажность. Удаление конденсата выполняется за счёт воздушных потоков, циркулирующих в торцах карниза.

Конструкция карниза

Кровельщики называют карнизом также концевую планку. Под термином понимается нижняя часть листа на скате, выходящая за пределы стен сооружения. Свес металлочерепицы, это не только 50 мм, свешивающихся с доски. Его схема состоит из следующих элементов:

  • нижняя кромка;
  • ветровая доска ската;
  • капельник;
  • планка.

Конструкция карнизного свеса – комплект гидроизоляционного слоя, обрешётки пароизоляции и металлочерепицы.

Часть пароизоляционного материала выводится и монтируется на капельник. Между покрытием крыши и каркасом формируются вентиляционные каналы для притока воздушных масс. Сверху приёмного окна необходимо установить карнизную планку. Завершаются кровельные работы монтажом водостока, закреплённого на специальные крюки.

К устройству свеса также относятся желоба, софиты и защитная сетка.

Размерный ряд карнизного добора для металлочерепицы

Планки для защиты кровельной конструкции из металлочерепицы производят из оцинкованного стального профиля. В процессе изготовления используют тонкие листы, размеры которых составляют 0,4-0,5 мм. Допускается покрытие несколькими вариантами – полимеры, полиэстер, пластизол и другие.

Если используются композитные составы для карнизного добора, поверхность обрабатывается базальтовой крошкой. Длина свеса находится в пределах 50-60 см. Ввиду того что добор устанавливается на крышу, для его монтажа используются отдельные части нужного размера.

Технология торцевой планки идентична производству листов металлической черепицы. Крепление осуществляется с торцов скатов для защиты обрешётки от влажности и снижения ветровой нагрузки на конструкцию. По этой причине элемент часто называют ветровыми добором.

Установка карнизной планки

Время на установку карнизного свеса приравнивается к трудозатратам на монтаж металлочерепицы. Данный процесс требует строительных навыков и наличия чертежа кровельной системы. Правильно проведённые работы и аккуратная установка доборов влияет на конечный вид и герметичность крыши. Карнизная планка относится к среднему ценовому сегменту, однако за её счёт можно качественно защитить сооружение.

Инструменты

Перед установкой доборного элемента следует рассчитать угол наклона и необходимые размеры. Перед работой подготовьте инструменты для монтажа:

  • карнизный свес;
  • молоток;
  • рулетка;
  • саморезы с плоской головкой – на погонный метр приходится от 8 до 10 шт.

Невзирая на защиту крыши металлическими элементами, предварительно рекомендуется обработать деревянные элементы пропитками или ЛКМ.

Технология

Простым и надёжным методом монтажа кровельной планки считается вариант установки от финского производителя RANILA. Однако данная технология подходит для суровых климатических зон с низкими температурными показателями. Для средних широт рекомендуется использовать классический вариант монтажа.

Для установки карнизных планок потребуется подготовленное оборудование. Монтаж проходит в пять этапов:

  1. Свес необходимо загнуть со стороны торца здания. На длинном крае отступите 20 мм. В верхней части сделайте надрез для линии сгиба. Уберите получившийся прямоугольник.
  2. По тем же размерам отрежьте прямоугольник на участке фланца. Сформированную боковину загните под 90°. Таким образом, повышается прочность крепежей.
  3. Поместите уголок на обрешётку или опорный элемент, совместив место сгиба с наружным краем рейки.
  4. По верхнему краю фасонной детали проведите две линии – первую расположите от карниза на удалении 1/3, вторую – 2/3.
  5. Приступайте к монтажу карнизного свеса к металлочерепице. Для этого возьмите гвозди или саморезы с плоской головой. Первый элемент следует крепить на линии №1 с расстоянием от края торца в 20 мм. Последующие саморезы устанавливайте на удаление от предыдущего в 30 см. На линии №2 гвозди вбивайте в шахматном порядке по отношению к ряду №1. Первый саморез необходимо забивать на расстоянии в 17 см от торцевого края.

Не допускается формирование зазоров при установке карнизных планок. Поэтому их укладка осуществляется внахлёст до 1 см. В местах соединений вбивают дополнительный гвоздь для повышения надёжности конструкции. Последний свес торцевой стороны загибается и скрепляется саморезом, отступив от края 2 см.

Если угол наклона крыши превышает 45°, участок установки подконьковой доски и вариант крепления конька могут отличаться. Метод монтажа зависит от величины наклона ската.

Рекомендации

Основные нарушения технологического процесса происходят на этапе монтажа пароизоляционного полотна и капельника. Как правило, плёнку пытаются не завести за планку, а уложить на уровне металлической накладки карниза. В такой ситуации капельная система всегда остаётся сухой, но конденсат будет уходить под кровельные листы, формируя лужи. Обусловлено это тем, что влага не сможет преодолеть подъём через брус.

Ещё одной популярной ошибкой является монтаж пароизоляционной плёнки без клеевой ленты. По этой причине полотно будет съезжать к нижней части стропильной системы или проседать, оголяя утеплитель. В такой ситуации теплоизолятор быстро придёт в негодность из-за воздействия влажности.

При отсутствии ленты допускается использование водостойкого герметика или клея. При этом полотно следует укладывать на деревянные рейки, оставляя с каждой стороны запас по 50 см. Таким образом, происходит компенсация на естественную деформацию материала.

Подробный монтаж карнизной планки для кровли + устройство и принцип работы

Любая, даже самая простая крыша, предполагает использование специальных элементов, оформляющих ее стыки, изломы, узлы соединения скатов и областей примыкания к стенам и фронтонам.

Доборные элементы, изготовленные из тех же материалов, из которых состоят основные элементы крыши, представляют собой составные ее части, придающие ей функциональность, надежность, стойкость и завершенный привлекательный внешний вид.

Они оберегают кровлю от агрессивного воздействия внешних факторов, атмосферных и природных явлений, защищают от проникновения чужеродного мусора и грязи, а также выполняют гидроизолирующую функцию внутристенных и подкровельных областей.

Доборные элементы дополнительно красиво оформляют общий вид крыши, облагораживая стыки, изломы и зоны примыкания ее к стенам. А монтаж их производят аналогичным способом монтажа листовых материалов.

Основных доборных элементов много. Планки примыкания, коньки, аэраторы, ендовы — все они по-своему необходимы и выполняют важную функцию в обустройстве крыши. Далее мы рассмотрим, как правильно установить карнизную планку на крыше.

Функции карнизной планки

Карнизная планка для кровли является типичным представителем доборных элементов.

Она представляет собой важный продольный компонент в устройстве крыши. Кроме функции декорирования она оберегает целостность самой кровли и предохраняет ее от повреждений. Карнизная планка монтируется после того, как будет готова обрешетка на стропильной конструкции и под нее будет подведен гидроизолирующий материал.

  • Она защищает от промокания лобовую доску карниза при выпадении атмосферных осадков;
  • Предотвращает попадание влаги под кровлю и во внутренние помещения;
  • Придает завершенный привлекательный вид всей конструкции;

Схема в разрезе

Устройство и принцип работы

Карнизные планки формируют собой металлическую защитную грань с антикоррозийным покрытием, защищающим лобовую или карнизную доски от попадания на нее влаги.

Глядя сперва на крышу, может показаться, что этот продольный элемент подводится под края кровельного покрытия. На самом деле ее монтаж производится еще до укладки металлочерепицы или профнастила. Лишь после ее укрепления на лобовой или карнизной доске можно будет приступать к укладке облицовочных материалов.

Обычно, изготовленная из того же материала, что и облицовочное покрытие, она красится в аналогичный с ним цвет и защищает не только саму карнизную или лобовую доску от намокания, но и препятствуют попаданию воды в само подкровельное пространство.

Капельник и карнизная планка – в чем различия?

Многие ошибочно полагают, что карнизная планка и капельник представляют собой одно и то же.

В действительности, это две разные планки, выполняющие две разные функции.

  • Карнизная планка оберегает лобовую доску карниза от намокания, а капельник применяется для уведения воды, а именно конденсата с гидроизоляции, от важнейших элементов конструкции крыши в сточный желоб или непосредственно на землю. Он особенно важен осенью и весной при высокой влажности воздуха и частых дождях; защищает фасад дома от образования грибка, плесени и вымывания строительной смеси из кирпичной кладки, а также от гниения древесины, в то время как карнизная планка защищает саму кровлю;
  • Капельник укрепляет кровлю и защищает ее от воздушных масс, а карнизная планка оберегает ее от агрессивного внешнего воздействия;

Карнизная планка: размеры

Планки, защищающие кровлю изготавливают из оцинкованного стального профиля. Изготовители применяют для их производства такие же тонкие листы стали, толщина которых варьируется от 0,4 до 0,5 мм, как и для производства металлической черепицы.

Они покрываются такими же полимерными материалами, например полиэстером или пластизолом, какими покрывается, в свою очередь,металлочерепица. В случае применения композитной металлочерепицы планки покрывают базальтовой крошкой. Примерная длина элемента вапьируется в пределах 50-60 см.

Потому как планка как бы “сажается” на основание кровли, необходимый метраж набирается из отдельных ее частей.

Монтаж карнизной планки

Монтаж добавочных элементов, крепящихся к карнизу, осуществляется на уже подготовленную лобовую доску, которую приколачивают гвоздями из оцинкованной стали к торцовым частям стропильной системы. Если лобовая доска является ровной, крепление планки будет осуществить гораздо легче.

Установка карнизных планок производится в следующем порядке:

  • Лобовая область основания крыши подшивается шпунтованной доской. Можно использовать для этих целей сайдинг или профнастил;
  • Затем на стену дома устанавливается опорный брус, служащий страховочной опорой при осуществлении подшивки карнизного свеса;
  • Прямо перед проведением отделочных работ карниза систему водостоков оснащают кронштейнами или крюками, прикрепив их к стропильным ногам или к доске карниза. В них, далее, будут сложены желоба системы водостоков. Если расстояние между стропилами одинаковое крюки лучше крепить к ним;
  • Первый крюк или кронштейн опустите ниже продолжения линии ската на 2 см для того, чтобы обеспечить воде с крыши гарантированное попадание в желоб.
  • Далее настает очередь фиксирования планки карниза поверх креплений водостоков к лобовой доске. Ее приколачивают с шагом саморезов не менее 30-35 см в шахматном порядке.
  • Нельзя крепить планки встык или с промежутками между ними. Каждая последующая планка должна идти внахлест, а именно заходить на уже закрепленный элемент примерно на 1 см. Последняя планка подгоняется по размерам аккуратным срезом.
  • Закончив монтаж, можно приступать к облицовке крыши металлочерепицей или профнастилом. А закончив укладку кровельных материалов стоит заняться монтажом других доборных элементов крыши.
Читайте также  Карборан или пластик что лучше?

Фото монтажа карнизной планки

Доборные элементы

Предлагаем вам ознакомиться с другими видами доборных элементов кровли:

    применяется в качестве декоративной составляющей для маскировки стыков облицовки крыши с профнастилом. Они оберегает вентиляционный зазор подкровельного пространства и стыки от просачивания и задержки воды;
  1. Планка торцевая оберегает листы металлической черепицы или профнастила, укрывая их по торцам, от сильного ветра, проникновения воды под крышу в области примыкания кровли к фронтонам, а также препятствует попаданию насекомых или птиц под кровлю;
  2. Стеновая планка применяется в зонах примыкания к стенам или другим плоскостям, располагающимся вертикально.
  3. Стеновая прямая защищает стык без штробирования с дополнительной герметизацией;
  4. Стеновая нижняя крепится под облицовочный материал, металлочерепицу или профнастил в область крепления к стене или к другой поверхности, располагающейся вертикально. С одного края доборного элемента располагается подгиб, препятствующий переливанию отводимой воды через край. направляет текущую с крыши воду, в основном исполняя декоративную роль маскировки внутренних областей стыка листов кровельного материала.
  5. Ендова нижняя — элемент, применяемый в зонах стыка отрицательных углов. Она оберегает место стыковки листов металлической черепицы или профнастила от просачивания воды под кровлю;
  6. Отливы — элемент, предназначенный для защиты стыков окна и стен здания от проникновения воды; используются на различных изломах кровли. Они оберегает стык от внедрения воды под кровельное пространство; оберегают от неожиданного лавинообразного схода снежных масс, а также непреднамеренного падения составных частей кровли;
  7. Углы внутренние и наружние — декоративные элементы, применяемые для маскировки стыков внутренних и внешних углов облицовочного материала крыши;
  8. Коньковый аэратор — изделие, применяемое для избавления от излишней влаги в области под кровлей;
  9. Заглушка коньковая — важная составляющая, препятствующая попаданию грязи и влаги под кровлю.

Работа всех доборных элементов кровли в совокупности направлена на поддержание целостности кровли и увеличения срока ее службы. Отсутствие какого-либо элемента может хоть и незаметно, но крайне негативно сказаться на конструкции дома в целом.

Полезное видео

Монтаж карнизной планки своими руками на видео ниже:

Карнизный свес кровли из металлочерепицы

ГОСТ Р 58739-2019

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОНТАЖ КРЫШ С КРОВЛЕЙ ИЗ МЕТАЛЛОЧЕРЕПИЦЫ

Правила и контроль выполнения работ

Roofing handwork. Roof installation with preformed metal panels. Rules and control of work

Дата введения 2020-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Национальным кровельным союзом, ТК 400 «Производство работ в строительстве. Типовые технологические и организационные процессы»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 400 «Производство работ в строительстве. Типовые технологические и организационные процессы»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации«. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты«, а официальный текст изменений и поправок в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты«. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты«. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает правила выполнения кровельных работ и требования к их контролю при строительстве и капитальном ремонте крыш с кровлей из металлочерепицы зданий различного назначения.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 427 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 8486-86 Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия

ГОСТ 9416 Уровни строительные. Технические условия

ГОСТ 34180 Прокат стальной тонколистовой холоднокатаный и холоднокатаный горячеоцинкованный с полимерным покрытием с непрерывных линий. Технические условия

ГОСТ Р 53292 Огнезащитные составы и вещества для древесины и материалов на ее основе. Общие требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 58153-2018 Листы металлические профилированные кровельные (металлочерепица). Общие технические условия

ГОСТ Р 58405 Элементы систем безопасности для скатных крыш. Общие технические условия

СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства»

СП 49.13330.2010 «СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и сводов правил в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 вентиляционный канал (зазор): Воздушное пространство, образованное между конструктивными слоями крыши, обеспечивающее вывод водяного пара.

3.2 волна: Изгиб листа металлочерепицы, имитирующий профиль керамической черепицы.

3.3 ендова: Место пересечения сходящихся скатов крыши, предназначенное для отвода осадков.

Примечание — Ендова иначе называется «разжелобок».

3.4 капельник: Элемент конструкции скатной крыши, выполненный из кровельного листа, который крепится на карнизную доску для обеспечения отвода конденсата с поверхности подкровельного водоизоляционного слоя.

3.5 карнизная доска: Элемент конструкции скатной крыши, выполненный из деревянной доски, который соединяет торцы стропильных ног (кобылок), формирующих карниз.

Примечание — Карнизная доска иначе называется «лобовая доска».

3.6 карнизная планка: Элемент кровли, изготовленный из кровельного листа, который закрывает карнизную доску и нижний край обрешетки, предназначенный для защиты конструкции крыши от проникновения влаги и обеспечивающий функцию отвода осадков в водосточный желоб.

3.7 кляммер: Крепежное изделие, предназначенное для скрытого крепления элементов кровли к обрешетке.

конек: Верхнее горизонтальное ребро крыши, образующее водораздел.

3.9 коньковый элемент: Элемент кровли, изготовленный из кровельного листа, устанавливаемый поверх металлочерепицы на коньке с целью отведения атмосферных осадков и предупреждения попадания влаги в подкровельное пространство.

Примечание — Полукруглый коньковый элемент выполняется методом прокатки и штамповки.

контробрешетка: Конструктивный элемент поверх стропил, образующий вентиляционный канал (зазор) и закрепляющий диффузную или водозащитную пленку.

3.11 кровельный лист: Плоский лист кровельной оцинкованной стали с полимерным покрытием, применяемый для изготовления элементов кровли, соответствующий металлочерепице по цвету, толщине стальной основы, типу полимерного покрытия, классу металлического защитного покрытия.

3.12 мансардное окно: Окно, встроенное в конструкцию ската крыши.

металлочерепица: Кровельный материал из стального холоднокатаного горячеоцинкованного (или с иным защитным металлическим покрытием) проката с полимерным покрытием, изготавливаемый в виде листов методом холодного профилирования и штамповки.

[Адаптировано из ГОСТ Р 58153-2018, статья 3.1]

3.14 обрешетка: Конструктивный элемент стропильной конструкции крыши, предназначенный для закрепления штучных или листовых кровельных материалов.

пароизоляционный слой: Слой из рулонных или мастичных материалов, расположенный в ограждающей конструкции для предохранения ее от воздействия водяных паров, содержащихся в воздухе ограждаемого помещения.

3.16 планка ендовы верхняя: Элемент кровли из металлочерепицы, изготовленный из кровельного листа, устанавливаемый в ендове поверх листов из металлочерепицы.

3.17 планка ендовы нижняя: Элемент кровли из металлочерепицы, изготовленный из кровельного листа, устанавливаемый в ендове ниже листов металлочерепицы для отвода атмосферных осадков.

3.18 планка примыкания: Элемент кровли, изготовленный из кровельного листа, предназначенный для фиксации и герметизации верхнего края верхней пристенной планки.

3.19 планка пристенная верхняя: Элемент кровли из металлочерепицы, изготовленный из кровельного листа, устанавливаемый в местах примыкания кровли к вертикальной поверхности для обеспечения отвода осадков.

3.20 планка пристенная нижняя: Элемент кровли из металлочерепицы, изготовленный из кровельного листа, устанавливаемый в местах примыкания кровли к вертикальной поверхности для обеспечения отвода осадков.

3.21 пленка водозащитная: Подкровельный водоизоляционный полимерный рулонный материал, защищающий нижерасположенные слои конструкции крыши от атмосферных осадков, применяемый в стропильной конструкции крыши с двумя вентиляционными каналами (зазорами), где удаление водяного пара происходит за счет конвективного движения воздуха в вентиляционном канале.

3.22 пленка пароизоляционная: Изоляционный материал из полимеров, эластомеров или композитных материалов, функция которого заключается в ограничении движения водяного пара и влаги через конструкцию, в полном исключении неконтролируемого движения воздуха.

3.23 пленка диффузионная: Подкровельный водоизоляционный паропроницаемый полимерный рулонный материал, защищающий нижерасположенные слои конструкции крыши от атмосферных осадков и конденсата, применяемый в стропильной конструкции крыши с одним вентиляционным каналом (зазором), ограничивающий конвективное движение воздуха через теплоизоляцию и не препятствующий выводу водяного пара из теплоизоляции.

3.24 подкровельный водоизоляционный слой: Конструктивный слой крыш с кровлей из металлочерепицы, выполненный из подкровельных водоизоляционных полимерных рулонных материалов (диффузионных пленок или водозащитных пленок).

профиль металлочерепицы: Конструктивная и эстетическая форма листов металлочерепицы (волнистая, имитирующая кладку из керамической черепицы, трапециевидная и т.п.), позволяющая осуществлять стыковку листов по длине и ширине.

3.26 софиты: Декоративные панели с перфорацией или без нее, выполненные из полимерных материалов либо металла, используемые для подшивки карнизных и фронтонных свесов крыши.

3.27 теплоизоляционный слой: Конструктивный слой, предназначенный для снижения переноса теплоты через ограждающие конструкции зданий и сооружений.

3.28 торцевая (ветровая) планка: Элемент кровли, изготовленный из кровельного листа, защищающий профилированные изделия по фронтону от воздействия ветровой нагрузки, предупреждающий отрыв листа и проникновение осадков в конструкцию крыши.

3.29 хребет (ребро): Наклонная линия пересечения расходящихся скатов крыши.

шаг профиля: Расстояние между центром соседних гребней.

4 Общие положения

4.1 Для монтажа кровель следует применять металлочерепицу из стали по ГОСТ Р 58153, с полимерным покрытием — по ГОСТ 34180.

Паро-, теплоизоляционные материалы, а также материалы для устройства ветрозащиты или подкровельной водоизоляции должны соответствовать требованиям национальных стандартов и проектной документации.

В случае устройства обрешетки и контробрешетки из древесины пиломатериалы применяют в соответствии с требованиями ГОСТ 8486, не ниже 2-го сорта.

4.2 Кровельные работы следует выполнять по проекту производства работ (далее — ППР), который должен быть составлен с учетом требований СП 48.13330.

4.3 Материалы и изделия должны храниться с соблюдением требований их изготовителя по защите от воздействия атмосферных осадков и солнечных лучей.

Узлы кровли из металлочерепицы

Металлочерепица – долговечный, красивый и недорогой кровельный материал.

Процесс монтажа металлочерепицы не сводится к укладке самих листов, хотя мы подробно уже говорили про это. Значимый момент – монтаж узлов кровли из металлочерепицы. К узлам относятся:

  • Конек;
  • Ендова;
  • Фронтон;
  • Карнизы;
  • Примыкания;
  • Хребет;
  • Перелом.

Я хочу рассказать вам, как сделать узлы кровли из металлочерепицы в соответствии с технологией монтажа.

Устройство конька металлочерепицы

Коньком называют один из элементов кровли, закрывающий верхнее горизонтальное ребро на стыке скатов крыши. Его назначение – вентиляция. Он же принимает на себя основную ветровую нагрузку.

Обратите внимание

Перед тем как рассказать о монтаже конькового элемента, поговорим сначала о размерах конька. Это, по моему очень важная тема.

В строительстве используется конек шести различных форм, каждая из которых предназначена для определенного вида кровли.

Финская компания Rannila Steel OY одной из первых начала производить металлочерепицу еще в 60-х годах прошлого века. Она же разработала и стандартные размеры доборных элементов, применяемые в конструкциях металлочерепичных кровель, в частности, полукруглого конька..

В наши дни на строительном рынке можно встретить нестандартных размеров коньки полукруглой формы, которые несколько заужены. Такое исполнение конька объясняется экономией металла, позволяющей снизить цену доборного элемента.

konek-razmery1

А какие же преимущества имеют узкий и стандартного размера коньки друг перед другом?

Преимущества полукруглого конька стандартного размера:

1. При установке доборного элемента стандартного размера получается большой нахлест конька на кровельный материал, а значит, подкровельное пространство лучше защищено от дождя и снега.

2. Если в кровельных работах используется аэроэлемнт конька-хребта, то благодаря достаточной ширине стандартного доборного элемента его удается полностью закрыть коньком. Выступающие концы аэроэлемента из-под узкого конька смотрятся не эстетично.

konek-razmery4

3. Из-за допущенных ошибок, которые в строительстве бывают достаточно часто, зазор между краями листов металлочерепицы у верхнего горизонтального ребра на стыке скатов крыши получается больше, чем положено по инструкции. В этом случае широким коньком удобнее прикрыть все имеющиеся недочеты.

konek-razmery2

Преимущества зауженного полукруглого конька:

1. Низкая цену данного доборного элемента, позволяющая сэкономить при покупке конька требуемой длины.

Обратите внимание

Уклон планок конька должен соответствовать уклону скатов. Перед началом монтажа его нужно откорректировать (подогнуть).

uzli-metal-konek0

1. Чтобы в подкровельное пространство и на чердак не попадала вода, монтаж конька осуществляется на уплотнитель или на гидроизолирующий слой.

2. Положить коньковую планку на стык верхних листов обоих скатов. Укладка – начиная с подветренного торца. Крайняя планка должна на два-три сантиметра выступать за торец.

uzli-metal-konek2

3. Следующие планки кладутся с нахлестом 10 сантиметров или больше.

4. Если конек круглый, детали соединяются в соответствии со штамповочными линиями.

5. Прихватить планки коньковыми саморезами к листам в гребень волны. Шаг не больше 80 сантиметров, саморезы – 4,8 мм на 8 сантиметров с уплотнительными шайбами.

uzli-metal-konek1

6. Обработать стыки герметиком.

7. На концах планок установить заглушки.

Монтаж фронтона металлочерепицы

uzli-metal-fronton0

Фронтон (торец), как и конек, принимает на себя большую ветровую нагрузку. Здесь тоже рекомендуется класть уплотнитель между торцевыми планками и листами.

1. Установить по обоим скатам деревянные фронтонные (ветровые) доски.

2. Торцевые планки укладывают поверх металлочерепицы. Соседние кладут с нахлестом не меньше двух сантиметров или по линии отбортовки.

uzli-metal-fronton1

3. К листам планки фиксируют коньковыми саморезами в каждую вторую волну.

uzli-metal-fronton2

4. С другой стороны каждую планку крепят к фронтонной торцевой доске. Тоже саморезами, с интервалом не больше 80 сантиметров.

Обратите внимание

Как сделать хребет на кровле из металлочерепицы

1. Монтаж хребта на вальмовой крыше осуществляется коньковыми элементами.

2. Хребет устанавливают в направлении снизу вверх.

uzli-metal-hrebet0

3. Поскольку конек располагается горизонтально, его элементы кладут с нахлестом в направлении движения ветра. Вальмовый хребет проходит под углом к горизонтали. Здесь делают нахлест верхнего элемента на нижний (по линии падения воды).

4. Необходимо следить, чтобы оси конька и хребта совпадали.

uzli-metal-hrebet1

5. Нижние концы хребтов нужно подрезать и закрыть заглушками.

Монтаж ендовы для металлочерепицы

uzli-metal-endova0

1. Установить между досками шаговой обрешетки дополнительные доски.

2 .Планки ендовы монтируют снизу вверх с нахлестом 20-30 сантиметров.

3. Нижнюю планку обрезают немного ниже карниза и делают отбортовку по карнизу.

4. Под коньком и вдоль отбортовок ендовы помещают уплотнитель.

uzli-metal-endova1

5. Металлочерепица, подходящая к ендове, должна заканчиваться в 6-10 сантиметрах от ее оси. Для этого листы подрезают.

uzli-metal-endova2

6. Крепление листов саморезами осуществляется не ближе чем в 25 сантиметрах от оси.

7. Если предполагается монтаж декоративной накладки, ее нужно устанавливать от карниза к коньку с нахлестом от 10 сантиметров.

uzli-metal-endova3

Монтаж карниза из металлочерепицы

uzli-metal-karniz0

Карнизная планка служит для защиты стен и подкровельного пространства от брызг во время дождя. Ее устанавливают до монтажа листов, поскольку листы должны ее перекрывать (в этом случае вода с них стекает сразу в желоб).

uzli-metal-karniz1

Как делается примыкание на металлочерепице

Для обхода труб необходим фартук, часть которого будет располагаться на кровле, вторая – на поверхности трубы. Угол между плоскостями должен соответствовать углу между трубой и крышей.

1. Если труба отштукатуренная, необходимо убедиться в качестве штукатурки и заделать все проблемные места, т.к. после монтажа фартука низ трубы будет закрыт.

2. Гидроизоляцию следует завести за боковые стороны трубы.

3. Не дальше чем в восьмидесяти сантиметрах от стенки, обращенной к коньку, в гидроизоляции должен быть желобок для отвода воды.

4. Установить над стороной, обращенной к коньку, дополнительно доски обрешетки около полуметра на длине ската.

5. Боковые листы покрытия обрезать так, чтобы от верхней стенки трубы до линии штамповки оставалось не меньше 15 сантиметров.

6. Подготовить детали фартука.

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ

  • Обход можно выполнить с помощью металлического фартука, как представлено в инструкции по монтажу металлочерепицы
  • так же с помощью фартука по фальцевой технологии,
  • с применением универсальных окладов фирмы FAKRO
  • лентой из гофрированного алюминия — по инструкции, разработанной фирмой УНИКМА
  • НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ технологии с внутренним листом на подобии штанов и галстуков

7. Соединить части фартука между собой.

8. В верхней части разместить уплотнитель.

9. Укрепить саморезами к листам в гребень волны.

uzli-metal-primykan1

10. Обработать всю конструкцию по периметру кровельным герметиком.

Переломы

Переломы бывают внешние и внутренние. Схема монтажа внешнего перелома выглядит следующим образом.

uzli-metal-perelom-vnesh0

Перелом внутренний будет отличаться от внешнего:

uzli-metal-perelom-vnutri0

Возможные ошибки в монтаже узлов кровли

  • Нельзя использовать при обходе труб внутреннии примыкания в виде штанов и галстуков.
  • Нельзя использовать в работе «болгарку»
  • Нельзя располагать крепление листов к ендове ближе чем в 25 сантиметрах к ее оси.
  • Нельзя помещать между декоративной накладкой и листами уплотнитель.
  • нельзя использовать саморезы без резиновых уплотнителей

Стоимость мотажа узлов кровли металлочерепицы

Примерный порядок цен на стандартный монтаж металлочерепичного покрытия с основными узлами – около 350 рублей за квадрат. Отдельно оцениваются:

установка аэраторного конькаот 600 рублей метр
примыкание к трубеот 2000 рублей метр

В монтаже металлочерепицы и ее узлов много тонкостей, которые знакомы профессионалам.

У нас опыт монтажа пятнадцать лет. Мы выполним все необходимые операции по установке за самое короткое время и в полном соответствии с технологией. Никаких переплат, только цена услуг, которые включены в договор.

Переживать за состояние крыши вам не придется: гарантия на нашу работу – два года.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]