Карниз из профнастила и подшивка крыши профнастилом
Фронтонный и карнизный свес кровли из профнастила — это выступы крыши за пределы стен дома. Выступы со стороны скатов называются карнизными, а выступы со стороны фронтона, соответственно, фронтонными.
Свесы зашивают в последнюю очередь — вплоть до монтажа конька важно, чтобы подкровельное пространство вентилировалось сильным потоком воздуха на случай неожиданного дождя или увлажнения утеплителя из-за выпадения большого количества конденсата, вызванного сильным перепадом температур. При этом у таких кровель из металлопрофиля, как правило, делают карниз из профлиста, а не подшивают его стандартными софитами.
Чем такое решение лучше стандартного? Зачем вообще нужно закрывать карнизный свес снизу? Ответы на эти вопросы, а также подробная инструкция, как подшить карниз крыши профнастилом своими руками — в основной части статьи.
Оглавление статьи
Зачем нужна подшивка карниза
Как карнизные, так и фронтонные свесы кровли из профнастила обязательно зашиваются снизу. Несмотря на кажущуюся незначительность этого этапа строительства, нежелательно надолго оставлять крышу без зашивки, особенно поздней осенью или зимой. Иначе из-за постоянного намокания концов стропил даже обработанное защитными составами дерево может поразить гниль, грибок или плесень.
Так что после окончания укладки профлиста на скаты нужно как можно быстрее обшить карниз профнастилом. Зашивка выполняет четыре важные функции.
Во-первых, защищает крышу от влаги. Хотя это бывает нечасто, при сильном ветре капли дождя могут залетать через выступы скатов в подкровельное пространство, поэтому подшивка карниза профлистом защищает стропила, обрешетку и утеплитель от намокания.
Во-вторых, снижает тепловые потери через кровлю. Вентиляция крыши происходит в том числе через карниз из профнастила, но этот воздушный поток слабый, поскольку проходит через совсем небольшие зазоры и отверстия. Если же его прохождению не будут мешать металлические листы обшивки, то чересчур сильный поток воздуха будет продувать подкровельное пространство, значительно увеличивая тепловые потери через крышу.
В-третьих, защищает подкровельное пространство от насекомых, летучих мышей, птиц. Не секрет, что крыша — излюбленное место гнездования птиц. Они вьют свои гнезда из утеплителя, пачкают перьями и пометом чердак — а это не просто неприятно на вид, но и опасно, ведь птицы переносят десятки серьезных заболеваний. Подшивка свесов профлистом сильно усложняет проникновение пернатых внутрь кровли.
Наконец, в-четвертых, улучшает внешний вид крыши. Торчащие стропила с другими «внутренностями» кровли, выставленные на всеобщее обозрение — это не самое эстетичное зрелище. Зашитые свесы из профлиста приобретают правильную прямоугольную форму, делают всю крышу завершенным архитектурным ансамблем.
Карнизный свес профнастила не обшивается только у небольших хозяйственных построек. Кроме того, неподшитые скаты встречаются у домов с холодной кровлей, но редко — даже если дом спроектирован с нежилой мансардой, стропильную систему все равно нужно защищать от влаги, а сам чердак — от птиц и прочих нежелательных жильцов.
Чем подшить карниз крыши: софитом или профнастилом?
Обычно карнизный и фронтонный свесы зашивают софитами — панелями, которые напоминают сайдинг с перфорацией. Но вместо софитов можно использовать другие материалы: деревянные бруски, виниловые панели, металлопрофиль. Конечно, софиты проще установить и они через них лучше вентилируется подкровельное пространство, но у других материалов, в особенности у профлиста, есть свои преимущества:
- Больший срок службы. Толщина металла и качество антикоррозионного полимерного покрытия у профилированного листа, за исключением ультрабюджетного материала, выше. Поэтому срок службы больше.
- Профлист дешевле. Софиты, как специализированные доборные элементы, стоят больше обычного профилированного листа. А если вы обшиваете металлопрофилем свес крыши из профнастила, то для вас подшивка, вообще, будет бесплатной — на нее пойдут обрезки, оставшиеся после монтажа кровельного покрытия.
- Идеальное попадание в цвет. Даже если производитель софитов использует ту же цветовую шкалу RAL, что и изготовитель профилированного листа, реальные оттенки могут существенно отличаться. Если вы покупаете материал у одной и той же компании, то это исключено.
- Большая прочность. Хотя на карнизный свес профлиста нет особой нагрузки, большая прочность металлопрофиля важна: этот материал при перевозке или монтаже намного сложнее повредить.
- Разнообразие. Софиты выпускаются в 2–3 формах, в то время как количество возможных профилей профнастила исчисляется десятками, если не сотнями. Тоже касается цветов.
По этим причинам карниз кровли из профнастила лучше подшивать именно профилированным листом. За исключением крыш с очень небольшим уклоном — в этом случае из-за практически отсутствующего перепада высоты между коньком и нижней частью ската тяга получается минимальной, поэтому для хорошей вентиляции подкровельного пространства важно, чтобы на материале подшивки была перфорация.
Как подшить карниз профнастилом: оформление свеса, список материалов, инструкция
Как правило, обшивка карниза профнастилом выполняется с помощью специального короба, на который затем крепят листы металлопрофиля с доборными элементами. Но возможна более простая конструкция, когда профлист закрепляют с обратной стороны стропил, из-за чего он располагается не горизонтально земле, а под тем же углом, что и скат кровли. Такая подшивка свесов крыши профлистом называется диагональной и подходит только для кровли с небольшим уклоном.
Размеры свеса кровли из профлиста
Независимо от типа подшивки, минимальный свес кровли из профнастила равен 500 мм, но обычно его делают шире — до 700 мм.
Горизонтальная подшивка карнизов крыши профнастилом подходит для кровли с любым уклоном, поэтому опишем порядок ее монтажа.
Сначала подготавливают сам карнизный узел. Для этого нужно:
- Выровнять свес обрезкой выступающих частей стропил или их наращиванием деревянными брусками (кобылками) до необходимой ширины карнизного выступа.
- Установить лобовую доску так, чтобы ее внешний угол находился на прямой линии, продолжающей линию стропил.
- Поставить капельник.
- Уложить гидроизоляцию.
- Сделать обрешетку, контробрешетку.
- Закрепить вентиляционную ленту на торцах брусков обрешетки.
- Установить крюки водостока.
- Прикрепить карнизную планку.
- Уложить кровельное покрытие.
Оформление карнизного узла
Подробнее о том, как оформляется узел свеса кровли из профнастила, читайте в этой статье.
Только после этого выполняется отделка карниза крыши профнастилом.
Какие инструменты и материалы вам понадобятся:
- Лобовая планка с загнутым в форме буквы «Г» фальцем.
- Деревянный брусок или обрезная доска шириной от 40 мм.
- J-профиль.
- Профилированный лист.
- Ножницы по металлу или любой другой инструмент для резки профлиста.
- Саморезы по металлу с резиновыми шайбами.
- Перфоратор, если дом сделан из кирпича, пеноблока и других подобных материалов.
- Шуруповерт.
- Дюбели или саморезы по дереву.
- Строительный уровень.
- Линейка.
- Карандаш или маркер.
Как обшить карниз профнастилом: пошаговая инструкция
Подшивка карниза крыши профнастилом, как и укладка листов на кровлю, выполняется при температуре воздуха не выше +30 °С. Это ограничение связано с тепловым расширением металла. При отрицательной температуре устанавливать профилированный лист тоже нежелательно, но если есть такая необходимость, то делать это можно, только когда на столбик термометре выше отметки −15 °С.
Крепите профлированный лист правильно
Чтобы закрепить карниз из металлопрофиля используют кровельные саморезы с самогерметизирующейся резиновой шайбой. Это снижает скорость развития коррозионных процессов в месте крепления.
Начинают подшив карниза профлистом с установки опорного бруска на стене дома. Он ставится так, чтобы его нижняя грань была точно на уровне нижней грани лобовой доски. Для этого с помощью строительного уровня и маркера намечается линия крепления. Затем брус или доску временно крепят на стене либо несколькими саморезами, если дом деревянный, либо дюбелями в предварительно просверленные отверстия, если стены сделаны из кирпича, камня или других похожих материалов. После этого строительным уровнем еще раз проверяют горизонтальность и, если все в порядке, закрепляют брус окончательно через каждые 300–400 мм.
После установки бруска выполняется отделка карнизов крыши профнастилом:
- Замеряют расстояние между стеной дома и внешним краем лобовой планки, отнимают от него 15 мм. Полученное значение — это необходимая длина профилированного листа.
- Профлист разрезается на прямоугольники нужной длины.
- Снизу на опорный брус у стены через каждые 400 мм саморезами привинчивают J-профиль пазом в сторону свеса.
- Профлист одной стороной заводят в получившуюся направляющую и крепят его к опорному брусу и лобовой планке кровельными саморезами в низ каждой третьей волны, а также в местах нахлеста.
- После того как весь профлист закреплен, устанавливают лобовую планку, прикручивая ее кровельными саморезами по центру через каждые 400–500 мм. Нахлест между планками — 100–150 мм.
На этом обшивка карниза крыши профнастилом завершена.
Какой стороной крепить металлопрофиль
Если для подшивки выбран несимметричный профлист, например, марка С10, С15 или С20, то он укладывается узкой волной в сторону кровли. Так ее вентиляция будет лучше.
Далеко не везде можно купить лобовую планку. Вместо нее можно использовать стандартную планку внешнего угла.
Что в итоге?
Обшивка карнизов профлистом — важный завершающий этап монтажа кровли. Она защищает элементы кровельного пирога от намокания, загрязнения, чрезмерного проветривания, заселения птицами и насекомыми. Кроме того, она придает крыше завершенный вид.
В отличие от стандартных софитов, подшивка свесов кровли профлистом стоит меньше, прослужит дольше, лучше подойдет по цвету к кровельному покрытию. Поэтому профилированный лист стоит не только укладывать на кровлю, но и оформлять с его помощью карнизный узел.
Подшивка свесов профнастилом выполняется уже после того, как карнизный узел практически полностью готов: должна быть установлена лобовая доска, карнизная планка, само кровельное покрытие. При этом сам процесс простой — его осложняет лишь работа на высоте. Поэтому вы легко сможете сделать карниз из профнастила своими руками. А если нет возможности купить все нужные доборные элементы, смело заменяйте их стандартными планками внешнего, внутреннего угла.
Полезная статья? Сохраните ее в соцсетях, чтобы не потерять ссылку!
Как сделать карнизный свес кровли из профнастила
Когда завершается возведение крыши, то наступает период выполнения подшивки свесов. Ее часто именуют просто подшивкой. Подшивка свеса крыши относится к заключительным этапам монтажа. Она обеспечивает строению окончательный привлекательный внешний вид.
Каждая кровля должна обладать выступами за стены. Именно эта выступающая часть называется свесом.
Свес бывает фронтального или карнизного типа. Фронтальный выступает за фронтоны сооружения в любом типе крыши, а карнизный – это удлиненная сторона ската крыши, выступающая за стены по бокам. Про карнизный свес кровли из профнастила далее.
Конструкция и назначение карнизного свеса
Основной функцией конструкции является защита от осадков, которые стекают с крыши. Именно они играют особую роль. Вся жидкость, стекающая с кровли, движется по скату и попадает в желоб водостока или же сразу на землю. В этом случае, чем лучше жидкость будет отводиться от стен, тем менее они будут намокать даже при значительных ветрах.
Карнизы формируются выступами оснований стропил за стены сооружения. По общепринятым рекомендациям считается, что оптимальным расстоянием карниза является 50-70 см. Если скаты кровли крутые, то эту длину уменьшают, однако в этом случае возможно промокание стен при косом дожде.
На карнизный свес практически не прикладывается нагрузка. Из-за этого чаще всего выпускают не сами стропила, а дополнительный элемент – «кобылки». Они представляют собой отрезки досок, крепящихся к стропилам. Причем допускается их сечение подбирать меньшее, чем стропильное. Кобылки соединяют с помощью брусков обрешетки. По их торцевой стороне подбивается лобовая доска. К ней в последующем будет фиксироваться карнизная планка. По завершении монтажа карнизных планок сооружение каркасной части для подшивания крыши профнастилом считается оконченным.
Карнизные планки свесов – это важные элементы при защите кровельных элементов. Именно они обеспечивают сохранность от влияния влаги деталей из дерева свесов и позволяет обеспечить отвод появляющейся влаги в желоба. Сверху планки в обязательном порядке должна монтироваться мембранная гидроизоляция. Иначе образующийся внутри конденсат не будет попадать в водосточную систему.
Кроме защитных функций от повышенной влажности карнизы необходимы для вентилирования подкровельных пространств. Вентиляция необходима как для помещений с мансардами, так и для пространств, которые не отапливаются.
Поднимающийся с земли воздух, обязан без трудностей проникать сквозь карнизную часть и забирать образующуюся влагу и выходить у конька.
Особенности обустройства
Начинать задумываться о том, какова будет подшивка свеса крыши следует при завершении возведении стропил и когда планируется обустраиваться обрешетка. Конструкция обладает следующими особенностями:
- До того как свесы подшить и начинать с ними работать, стропильные ноги должны быть выровнены по одной плоскости. Стоит заметить, что эта плоскость должна быть параллельна к плоскости стены.
- Обшивка в основном производится досками. Внешняя составляющая станет зависеть от того, насколько получится одинаковая ширина на разных участках стены. Если одинаковость ширины не получится соблюсти, то качественной подшивки не получится.
- Торцы стропильных ног обязаны быть отпилены вертикально. Концы должны зашиваться точно так же, как и вся подшивочная система.
- По завершении отпиливания торцов стропильных ног в одной плоскости, по ней набиваются начальные доски обрешетки. Первая будет ориентировать направление в последующих работах.
Какие существуют варианты?
Помимо основной защитной функции карнизы, как и крыша в целом, обязаны обладать привлекательным и оконченным внешним видом. По завершении монтажа кровельного покрытия, производится подшивка свесов крыши профлистом или другими материалами.
В основном используются два метода:
- Подшивание по кобылкам и стропильным ногам;
- Создание карнизов в форме коробов.
Первый вариант применяется в основном для кровель, имеющих малый наклон. Главным минусом является то, что сложно создать ровную плоскость на нижней границе стропильных ног. Для облегчения монтажа применяются обрезки, фиксируемые к кобылкам и стропильным ногам.
Во втором способе монтаж более сложный. Он применяется в крышах с большими уклонами. В этом случае подшивка крепится к специальной каркасной части. Для ее создания используются обрезные доски 40 миллиметров. Она одним боком фиксируется к стропильным ногам или кобылкам. Другой стороной доски монтируется к дополнительно установленному брусу возле стены сооружения. Подобные карнизы могут быть в простом исполнении или же выноситься к уровню фронтонного свеса.
Материал для подшивки может выбираться любой. Сейчас активно используют пластиковую, металлическую или деревянную вагонку. Часто применяются специальные софиты с перфорированной плоскостью. Однако наиболее распространенным вариантом является профилированный лист различной расцветки.
Выбор профнастила обусловлен многими преимуществами. Он устойчив к коррозийным воздействиям, легок и его с легкостью можно обработать. Помимо этого, ему доступна широкая цветовая палитра, которая позволяет подобрать к цвету любого кровельного материала или фасадной отделке.
Какими материалами допускается обшивать карнизы
Для подшивания карнизных свесов можно применять различные варианты. Для любого из них предъявляются требования к надежной защите, возможности теплоизоляции, защитным свойствам от осадков, а также возможности проветривания.
Помимо этих задач используемые варианты не должны терять своих начальные свойства длительное время.
Свесы крыши могут подшиваться следующими материалами:
Профнастил. Это, по сути сталь, обладающая защитным полимерным покрытием, которым обеспечивается защита металла. К тому же оно позволяет подобрать необходимый цвет.
Стальная основа создает требуемую устойчивость к механическим и температурным влияниям.
Вентиляция происходит используя зазоры, создаваемые волнами листов. Можно заказать изготовление листов требуемого размера. За счет этого можно понизить траты времени и средств во время подшивки.
Софиты. Это пластмассовые панели, производимые для обработки карнизов. Очень распространенный вариант. Схож с сайдингом, но обладает большей толщиной. К тому же имеется перфорация, созданная для вентилирования. Дополнительно в состав пластика включаются частицы, защищающие его от воздействия ультрафиолета, что делает его более стойким.
Софиты устанавливаются в перпендикулярной плоскости карниза, а не вдоль, как профнастил.
Деревянная вагонка. Так как материал эксплуатируется под воздействием различных погодных явлений, выбирать его следует со всей внимательностью, контролируя качество.
Стоит контролировать также толщину. Ее не следует выбирать слишком тонкой. После этого следует проверять уровень влажности – не должно быть повышенного содержания влаги, но и пересушенная тоже не очень хорошо. Оптимальной является вариант, который хранится на протяжении от 1 месяца на открытом пространстве с влажностью аналогичной окружающему воздуху.
Строганные или обрезные доски. Подбирается толщиной до 2 см. Должна набиваться, с зазором до 1,5 см. Главным достоинством является то, что обеспечивается качественный уровень вентиляции по всей плоскости крыши и внутренних пространств.
ПВХ вагонка. Является самым экономичным материалом. Следует подбирать с влагостойкими свойствами.
Установка карнизной подшивки из профнастила
Карнизы этим материалом отделываются по следующей технологии:
1. Профнастил прикручивается с помощью саморезов на подготовленную каркасную часть около стен и по плоскости карниза.
2. В точке стыкования стен с отделочными элементами монтируются лобовые планки и уголки внутреннего типа. Уголки прикручиваются к профилированным листам, а планки – к закрепленным лобовым доскам.
3. Уголки наружного типа устанавливаются во внешних точках стыковки профлиста.
4. Затем крепятся уголки и торцевые планки. Для большего удобства монтажа и лучшего вентилирования профильные листы лучше подготавливать на пару сантиметров меньше ширины свесов.
Для того чтобы процесс стал более понятен стоит посмотреть видеообзор на эту тему.
Как подшить карниз крыши профнастилом своими руками
Свесом карниза называется выходящая за границы фасадных стен постройки область ската. Этот элемент выполняет декоративную функцию и обеспечивает отведение воды от здания. При обустройстве кровли важно заботиться об отделке нижней стороны свеса. Если ее не подшивать, на чердак будут попадать грязь, пыль и вредители. Несложный и надежный вариант – сделать карнизный свес кровли из профнастила.
Конструкция и назначение карнизного свеса
Формируют карнизы выступающие участки стропил либо закрепленные на них деревянные кобылки (фрагменты досок), соединяемые обрешеточными брусьями. С торцов к ним прибивают доску, к которой затем крепят карнизную планку. Последняя предохраняет деревянные компоненты от действия воды и помогает отводить влагу. На планку обязательно устанавливают гидроизоляционную мембрану.
Главная функция свеса – отведение осадков: стекая по нему, они направляются в желоб водостока или непосредственно в почву. Это предохраняет от действия влаги стены и деревянные элементы крыши. Особую важность данная функция приобретает в ветреную погоду. Также конструкция помогает организовать вентиляцию подкровельного пространства. Воздушные массы, поднимаясь с земли, должны без труда проходить через карниз, забирать скапливающуюся влагу и выходить у конькового узла.
Размер свеса должен быть не менее 0,5-0,6 м. Если сделать их меньше, повышается риск намокания стен во время дождя. В некоторых случаях свесы получаются заметно крупнее. К примеру, финны любят задействовать конструкцию в роли навеса для веранды, из-за чего ее габариты увеличивают. Чтобы подшить такой свес, строитель должен иметь достаточный опыт проведения кровельных работ.
Подшива на крышу из профлиста своими руками требует заранее подготовленного обрешеточного каркаса. К его монтажу приступают лишь после окончания работы со стропилами. Ноги последних нужно выровнять по одной плоскости, параллельной стеновой поверхности. Их торцы нужно отпиливать вертикально. Затем производится набивка обрешеточной конструкции.
Перед тем как обшивать свес, нужно подготовить смету по кровельным работам.
Способы подшивки
Оформить карниз дома из профнастила можно двумя способами. Первый обычно используется для конструкций с малым уклоном или мягкой кровлей. В этом случае подшивка карниза профлистом производится по кобылкам и ногам стропил. При этом для упрощения монтажных работ к ним фиксируются обрезки. Основной недостаток этого метода – затрудненность создания ровной плоскости на нижней границе ножек стропил.
Второй способ обшивки карниза профнастилом предполагает обустройство конструкции по типу короба. Его используют для кровель с выраженным уклоном. Здесь материал крепится к каркасу из обрезных дощечек. Чтобы выбрать предпочтительный вариант для конкретной кровли с учетом ее конструкции и дизайнерского решения, лучше обратиться к специалисту. Он подскажет оптимальное решение с учетом стандартов СНиП.
Свес можно обшить не только металлическим листом. Распространены и другие материалы, например, вагонка и покрытия из пластика. Иногда для оформления карниза используют софиты с перфорацией. Однако основное преимущество использования профлиста – его прочность и устойчивость к влаге, что особенно важно в связи с тем, что в процессе эксплуатации поверхность регулярно контактирует с водой. Материал имеет небольшую массу, его легко монтировать и обрабатывать. В продаже можно встретить изделия разных расцветок, что позволяет подобрать подходящее для дизайнерского решения дома.
Инструменты и материалы
Для устройства карниза крыши из профнастила нужно заранее запастись материалами. Для обрешетки применяются рейки с квадратным или прямоугольным сечением со стороной не менее 4 см. Из инструментария потребуются:
- шуруповерт для крепления листа и деревянных элементов;
- специальные ножницы для нарезания настила;
- строительный уровень;
- заклепочник, используемый при монтаже доборных элементов из пластика.
Перед покупкой настила следует заранее рассчитать, сколько его потребуется и на какие фрагменты его надо нарезать. Для этого нужно знать длину ската и ширину карниза.
Правила установки профнастила на свес кровли
Подшивка свесов крыши профлистом своими руками требует предварительной организации каркаса. Отправной точкой будет нижний торец ветровой доски, закрывающей стропила. По направлению от него к стенке (в горизонтальной плоскости) монтируют рейку. С двух краев отмечают точки и соединяют линиями. По ним устанавливаются рейки, фиксируемые саморезами на пластмассовые дюбели. Дистанция между крепежами – 0,5 м. Элементы соединяются поперечинами из деревянного бруса. Плотность их размещения должна быть такой, чтобы на каждый единичный профлист приходилось по 3 перекладины: две с боков и одна в середине.
На каркас монтируются элементы настила. Если необходимо, их предварительно подрезают по габаритам. Листы кладут внахлест в одну волну и фиксируют саморезами (лучше оцинкованными). Затем подшивают лобовую доску либо (при ее отсутствии) просветы между ножками стропил. Профлист в этом случае укладывается по аналогичному принципу. Саморезы крепятся в нижнюю часть волны. Просветы между обшивкой и стеновой поверхностью закрывают внешними или внутренними уголками. Их можно сделать самому или заказать изделия определенных габаритов из того же материала, что и основная отделка.
При обшивке важно позаботиться о вентиляции кровли. При применении готовых софитов дополнительные мероприятия не нужны – в изделиях уже предусмотрены прорези. В профлисте можно проделать отверстия электродрелью или заранее сделать окошки для монтажа вентиляционных решеток. С эстетической точки зрения второй вариант предпочтительнее.
Можно ли качественно подшить карниз крыши профнастилом?
Крыша – наиболее сложная в устройстве и сборке часть конструкции дома, которая состоит из множества взаимосвязанных элементов. У неопытных мастеров часто складывается мнение, что заканчивается возведение кровли настилом покрытия, однако, на самом деле такие мелочи, как установка водостока, отделка свесов и отливов имеет даже большее значение. В этой статье мы расскажем, как выполняется подшивка карниза крыши своими руками с помощью профилированного стального листа.
Устройство карниза
В гражданском строительстве проект крыши всегда разрабатывается так, что она немного выступает за пределы периметра здания. Расстояние от нижнего края ската до стены дома называют кровельным свесом. По строительным нормам оно должно составлять не менее 40-50 см. Кровельный свес отводит дождевую и талую воду, скатывающуюся с крыши, на максимальное расстояние от стены, защищая ее от намокания. Различают 2 типа свесов:
- Карнизный. Карнизным называют свес, который формируется между нижней частью ската и боковой стеной дома.
- Фронтонный. Фронтонным свесом называют вынос крыши за пределы фронтона здания, сформированный за счет стропильной системы или обрешетки.
Важно! Карнизы крыши формируются за счет удлинения стропильных ног каркаса или при помощи кобылок. Кобылками называют бруски, которыми удлиняют стропила, чтобы получить более широкий свес. Так как нагрузка на крышу за пределами периметра дома невелика, то кобылки изготавливают из досок меньшего сечения, закрепленных на стропилах с помощью гвоздей или металлических планок.
Функции
В процессе обустройства крыши после настила финишного покрытия выполняется отделка карниза софитами, вагонкой, пластиковым сайдингом или профнастилом. Свесы выполняют декоративные и практические задачи, которые делают их одним из наиболее важных элементов конструкции. На них возлагаются следующие функции:
- Отвод дождевой и талой воды от поверхности стен. Широкий карниз крыши защищает стены дома от попадания влаги при сходе атмосферной влаги со ската. Без него отделка дома быстро отсыревает, трескается или теряет привлекательный вид.
- Вынос потоков атмосферной влаги за пределы отмостки и фундамента. Карнизный свес должен отводить потоки воды, стекающие со ската с высокой скоростью, за пределы отмостки, чтобы защитить фундамент от размытия.
- Защита стропил от намокания. Подшитый профнастилом или софитами карниз предотвращает попадание воды на стропильный каркас снизу, защищая деревянные элементы конструкции от порчи и загнивания.
- Создание единого, гармоничного образа крыши. Оформленный карниз делает облик дома завершенным, скрывая непрезентабельные элементы стропильного каркаса от посторонних глаз.
Обратите внимание! Чем меньше уклон крыши, тем шире должны быть карнизы, чтобы крыша выглядела пропорционально и гармонично. Кроме того, на ширину свеса оказывает влияние климатический фактор. В регионах с большим количеством осадков и снежными зимами лучше сделать карниз более широким.
Способы подшивки
Опытные мастера не рекомендуют оставлять карнизы крыши не обшитыми, так как при сильном ветре или косом дожде под них может затекать вода, приводящая к намоканию деревянных стропил и постепенному подгниванию каркаса. Для подшивки карнизных и фронтонных свесов используют специальные перфорированные панели, называемые софитами, или приспосабливают материалы, оставшиеся от настила крыши. Карнизы вполне можно зашить профнастилом, используя один их нижеперечисленных методов:
- Диагональная подшивка. В этом случае профнастил прикрепляют прямо к нижней поверхности кобылок или стропильных ног с помощью стартовых планок и саморезов. Этот метод считается более простым, но для него требуется больше материалов. Диагональную подшивку выполняют для крыш с большим уклоном, но маленькой длиной свесов.
Профессиональные мастера отмечают, что отделка свесов с помощью профнастила обладает рядом преимуществ. Во-первых, профилированный стальной лист с полимерным покрытием прекрасно противостоит коррозии. Во-вторых, он обладает высокой механической прочностью. И, наконец, цвет обшивки можно подобрать под цвет крыши для создания единого архитектурного образа.
Технология обшивки
Технология возведения крыши обязательно включает в себя подшивку карнизов. Эта операция выполняется после настила кровельного покрытия, комплексно вместе с установкой водосточной системы. Для отделки свесов используют остатки профнастила, крепежные планки, деревянные бруски и оцинкованные саморезы. Работы выполняют в следующей последовательности:
- Сначала концы стропильных ног или кобылок подравнивают по длине. Необходимо, чтобы торцы брусков располагались параллельно поверхности стены.
- На торцы нижней части стропильных ног монтируют лобовую доску. В этот момент удобнее всего выполнить установку кронштейнов для крепления водосточного желоба.
- На стену дома на одном уровне с лобовой доской закрепляют деревянный брусок с помощью анкерных болтов.
- Между лобовой доской и опорным бруском на стене монтируют соединительные перемычки с шагом 40-60 см. На этом сборка каркаса для обшивки завершается.
- С помощью направляющих и саморезов к каркасу крепят профнастил. Хорошо, если между ним и стеной останется зазор, равный высоте волны профиля, необходимый для вентиляции.
Обратите внимание! Единственный недостаток подшивки карнизов профнастилом – отсутствие вентиляционных отверстий, через которые происходит проветривание стропильного каркаса крыши. Если конструкция кровли подразумевает мощное вентилирование, лучше выполнить заделку карнизов с помощью специальных софитов.
Технология подшивки карнизного свеса профнастилом
Карнизный свес – это часть крыши, которая выступает за пределы стены дома, защищая ее и фундамент от атмосферных осадков. Но есть у этого элемента нижняя сторона, которая должна быть обязательно закрыта, потому что через нее в чердачное помещение будет врываться ветер, давя на кровельный материал снизу, пыль, насекомые, птицы и прочие неприятности. К тому же данная часть карниза является видимой, а значит, необходимо позаботиться о ее внешнем виде. Простой вариант закрыть свес – использовать профилированные листы. Карнизный свес кровли из профнастила – это прочная защита, плюс полное соответствие оформлению самой крыши, если она покрывается тем же кровельным материалом, что и свес.
Правила установки профнастила на свес кровли
Ширина свеса не превышает 50 см. Это значительная площадь с учетом длины ската крыши, которую надо закрыть. Поэтому в первую очередь необходимо измерить ширину карниза в горизонтальной плоскости, чтобы определиться с длиною используемых отрезков профнастила. Затем измерить длину ската, чтобы точно определить количество требуемых отрезков.
Обычно стандартная рабочая ширина профлиста составляет 1 м. Если, например, длина ската – 10 м, значит, потребуется 10 вырезанных кусков шириною, равной ширине карнизного свеса.
Перед тем как переходить к подшивке карниза крыши профнастилом, нужно под последний соорудить каркас. Как это сделать?
Сборка каркаса под профлист
Свес (карниз) крыши представляет собой стропильные ноги, которые выходят за пределы стены дома. То есть, их концы будут являться началом сборки каркасной конструкции. С торцевой стороны стропила закрыты ветровой доской, расположенной в вертикальной плоскости. Именно ее нижний торец можно считать местом, к которому можно крепить внешнюю кромку профилированных листов.
Значит, от нее необходимо вести раскладку каркасной конструкции. То есть, в горизонтальной плоскости от нижнего торца ветровой доски к стене надо установить рейку или любой другой ровный материал. С его помощью на стене определяются точки, которые на стеновой поверхности создадут горизонтальную линию. Таких точек может быть две с каждого края карниза ската крыши. После чего их соединяют линией.
По этой линии производится установка деревянной рейки (обычно 50х50 мм), которую крепят к стене дома саморезами на пластиковые дюбели. Расстояние между крепежами 40-60 см. Как это сделать правильно:
- в рейках высверливаются отверстие с требуемым шагом;
- элемент каркаса прикладывается по нанесенной линии;
- через отверстия на стене делаются метки;
- рейка убирается в стороны и по точкам в стене высверливаются отверстия;
- в них вставляются дюбели;
- рейка ставиться на место и крепится к стене дома саморезами.
Далее два элемента каркаса под подшивку карниза нужно соединить между собой поперечинами из того же деревянного бруска. Таким образом достигается жесткость конструкции. Расстояние между поперечинами не более 50 см (под каждый профилированный лист минимум три поперечины: две по краям, одна посередине). Крепятся они к установленной на стене рейке и к торцу ветровой доски обычными саморезами по дереву длиною 50-70 мм.
Если ветровая доска не входит в конструкции кровли, то нужно по стропильным ногам установить горизонтальную рейку, к которой будут крепиться внешние края профлистов. Важно установку рейки провести так, чтобы ее нижний торец располагался точно по горизонтали. Значит, концы стропил придется подрезать. Поэтому сначала концы двух крайних стропил выставляются по одному уровню. Затем между ними натягивается нить (шпагат), которую выставляют горизонтально строительным уровнем. После чего концы всех остальных стропильных ног выставляют по этой нити. Выступающие части отрезаются.
Далее, как в предыдущем варианте – нижний торец набитой на стропила рейки является отправной точкой в сборке каркаса для карниза. Именно от него к стене здания переносятся точки, соединяемые в горизонтальную линию. По последней устанавливается опорная рейка.
Третий вариант сооружения каркаса – не крепить рейку к стене, а спустить от стропильных ног кобылки вдоль стены, которые к стропилам будут крепиться саморезами. А уже к ним крепить рейку.
Предлагаем посмотреть видео, как собрать каркас для обшивки карнизного свеса.
Установка профнастила
После сборки каркаса и определения размеров профилированного кровельного материала для обшивки карниза крыши, можно переходить к монтажным работам. В первую очередь по длине подрезаются куски профнастила. Затем, начиная с угла ската, проводится установка и крепление планок к каркасной конструкции.
Здесь используются те же правила монтажа, что и при покрытии кровли. То есть, листы укладываются внахлест в одну волну и крепятся к обрешетке саморезами в нижний профиль. Шаг крепления – через одну или две волны. Так как подшивка карнизного свеса не подвергается негативному воздействию природных осадков, то использовать для крепления можно любые саморезы по металлу (необязательно кровельные), лучше оцинкованные (серебристого цвета). Планки профнастила укладываются по каркасу карниза и крепятся к опорным рейкам.
Следующий этап – подшивка лобовой доски или, если ее нет в конструкции свеса, то зазоров между стропильными ногами. Здесь также для покрытия используется профнастил, который подрезается с учетом расстояние от каркаса подшивки до кровельного материала. Панели укладываются точно также с нахлестом в одну волну. Крепления производится оцинкованными саморезами в нижнюю часть волны.
Обратите внимание, что профилированные листы подшивок, укладываемые в разных плоскостях, должны совпадать по волнам. То есть, нижние должны соприкасаться с нижними, верхние с верхними.
Между горизонтальной и вертикальной обшивкой карнизного свеса, а также между горизонтальной обшивкой и стеной здания остаются зазоры, которые портят внешний вид сооружения. Их надо чем-то закрыть.
- Между двумя обшивками устанавливается уголок, которые крепится к стропильным ногам, к рейке или ветровой доске через профлисты. Уголок можно заказать под требуемые размеры из того же материала, что и профнастил. А можно его сделать самостоятельно.
- Между обшивкой и стеной здания можно установить уголок, только не внешний, как на фото выше, а внутренний.
Есть другой вариант обшивки вертикальной плоскости карнизного свеса. Для этого используется оцинкованный лист, окрашенный в цвет подшивки, который сгибается в определенную форму. На фото ниже этот вариант хорошо виден. Он удобен в том плане, что нет необходимости проводить дополнительные операции, связанные с установкой декоративного уголка.
Боковой карниз крыши
Фронтонная часть кровли также имеет небольшой карнизный свес. Обычно он не превышает 30 см. Его также можно закрыть профнастилом по тем же технологиям. Правда, здесь проще работать в плане сборки каркаса, потому что опорные элементы, к которым впоследствии будут крепиться металлические панели, сами крепятся к обрешетке крыши. То есть, ничего высверливать не надо. Все детали крепятся между собой саморезами по дереву.
Каркас собирается из двух реек или досок, которые укладываются параллельно между собой и вдоль свеса с креплением к обрешетке. Никакие дополнительные элементы здесь больше не требуются, потому что доски крепятся к обрешетке, которая собой представляет часто уложенные рейки. То есть, количество точек крепления достаточно, чтобы гарантировать прочность и жесткость каркасной конструкции.
Вентиляция каркасного свеса
Чердачное помещение должно быть снабжено вентиляцией для отвода влажного воздуха, который проникает из внутренних помещений дома. Для этого у конька оставляется зазор для вывода воздуха, а в системе свеса карниза должны оставляться отверстия для проникновения свежего воздуха. То есть, общий воздушный поток должен двигаться снизу вверх.
Если для обшивки карниза используются софиты, то это готовые изделия, в которых отверстия уже сделаны в заводских условиях. Для создания вентиляции крыши, свес которой закрыт профнастилом, придется продумать систему поступления воздуха в чердак. Самый простой вариант – сделать в профлистах отверстия дрелью и сверлом. Правда, вид такой отделки будет не самый презентабельный.
Есть другой вариант, в котором используются специальные декоративные решетки. Под них придется в обшивке свеса сделать отверстия, куда они и вставляются.
Заключение
Карнизный свес кровли можно отделывать разными материалами, но профнастил обладает достаточной прочностью и долгосрочной эксплуатацией, плюс невысокой ценой по сравнению с теми же софитами. Именно поэтому материал часто используют для обшивки карнизов.
Устройство карниза крыши из профнастила
Кровельное покрытие, каким бы оно не было, в обязательном порядке должно выступать за границы стен здания. И именно этот участок и получил название свес кровли, который может быть не только карнизным, но и фронтальным. И стоит отметить, что функций, которые выполняет карнизный свес, имеется огромное значение. В качестве материала лучше всего выбирать профнастил, который имеет огромное количество плюсов в процессе эксплуатации.
Стоит отметить, что при устройстве крыши кроме самого материала также очень важно подобрать и качественные крепежные элементы. От них также будет многое зависеть и оказывать влияние на конечный результат.
↑ вернуться к содержанию
Назначение и устройство карниза крыши
Карниз любой крыши предназначается для того, чтобы осуществить защитные свойства от попадания воды, которая стекает по кровле при атмосферных осадках, а также в процессе таяния снега. Особое место должно уделяться такому элементу, как карнизный свес.
Вода, которая попала на крышу дома, должна стекать ровно по листам профнастила, после чего попадать в желоба, созданные для стока воды, или на отмостку строения. Если отвести все это как можно дальше от свесов крыши, тем меньше будет вероятность попадания воды даже при сильных порывах ветра.
Свес карниза получается за счет качественного выполнения стропил, которые будут выступать за предельные границы стен любого строения. Если мы хотим достичь оптимального результата, то тогда ширина свесов должна составлять как минимум 50 см. очень проблемно будет осуществлять карнизный свес при крыше с крутыми скатами. Они делаются довольно-таки узкими, в результате чего вода во время дождя может спокойно попасть на боковые стены дома. Кровли при этом становятся менее функциональными.
Карнизные свесы не создают особой нагрузки. По этой причине стропильные ноги не пускают далее стен строения. Чтобы опирание свесов было на должном уровне делается все следующим образом: осуществляется устройство «кобылок» (отрезков доски из дерева), которые соединяются между собой при помощи обрешетки, на которые в последующем уже и укладывается планка карниза. Она делается для того, что профнастил было легче и удобнее подшить.
Карнизная планка – это очень важный элемент конструкции. Все деревянные детали с ее помощью защищены от излишков влаги, что сразу же предотвращает преждевременное гниение конструкции. К тому же она способна вывести весь образовавшийся конденсат из-под кровли. Не стоит забывать про то, что сверху от карнизной планки должна быть устроена мембрана гидроизоляции. Если такого не сделать, то весь конденсат не сможет попасть в сточную систему.
Еще одна задача для карниза крыши, выполненной из профнастила – вентиляция. Сюда входит все подкровельное пространство. Такой момент играет огромное значение, в том числе и для чердачных помещений, которые не приспособлены для жилья и постоянного проживания.
↑ вернуться к содержанию
Фронтальные и боковые карнизы
Данные конструкции крыши дома создаются для того, чтобы осуществить защиту фасадной части здания. Фронтальные карнизы отсутствуют в вальмовых кровлях.
Для устройства фронтального карниза следует выпустить несущие балки, которые фиксируются на стропилах. Они также могут быть образованы при помощи досок обрешетки, которые укладываются на пароизоляцию. После этого на них необходимо уложить доски, которые в последующем обшиваются материалом – профнастилом.
Если перед нами наклонная крыша любого вида, то никогда нельзя обойтись без боковых карнизов. Они организованы за счет стропил, которые выдаются несколько за пределы стены. Можно делать свесы и узкими и широкими, но все же специалисты рекомендуют их делать как минимум в 50 см. В таком исполнении свес активно будет защищать от ветра и погодных явлений. Ситуацию может спасти установка «кобылок», которые могут несколько увеличить длину досок стропил. Но в итоге всей работы доски должны быть закрыты всеми возможными материалами облицовки.
↑ вернуться к содержанию
Устройство вентиляции карниза
Когда мы обустраиваем карниз кровли, то никогда нельзя забывать про то, чтобы в пространстве под крышей было естественная вентиляция. Сюда подпадают любые строения, будь то жилой дом или промышленная постройка. Поднимающийся с земли воздух является более теплым, и он должен спокойно проходить через образованный карниз. Движение осуществляется вообще через пароизоляцию, материал крыши и направляется на выход через конек.
Все это говорит нам о том, что в тот момент, когда мы занимаемся устройством крыши, не следует использовать такие связующие материалы, как герметики или пены монтажные. Это может привести к появлению большого количества конденсата, что впоследствии создаст нам проблемы – кровельный утеплитель намокнет и не сможет выполнять свои основные функции.
Следует выделить и определенные случаи-исключения. Карнизы должны быть вентилируемыми только в том случае, если они расположены под скатом крыши. Любые фронтальные свесы закрываются вплотную, без каких-либо отверстий.
↑ вернуться к содержанию
Варианты подшивки крыши из профнастила
Кровля способна не только защищать дом от влаги и атмосферных осадков, но и выполнять декоративную функцию. То есть, от ее строения и устройства будет зависеть внешний вид дома. Это нам говорит о том, что все виды кровли должны быть завершены в работе и иметь прекрасный внешний вид.
Как только кровельное покрытие, в нашем случае это профнастил, уложен на крыше дома, можно приступать к подшивке свесов крыши. И здесь в качестве материала также лучше всего выбирать профнастил. Что касается вариантов, которые могут быть нами использованы для подшивки, то тут выделяют следующие основные:
- Подшивка профнастила в виде короба. Этот способ выбирается для крыши с большим уклоном. Но его выполнение занимает достаточное количество времени. Для начала создается специальный каркас. В качестве материала нужно брать обрезную доску, имеющую толщину в 4 см. Один ее конец крепится к стропилам. Чтобы зафиксировать второй край доски, на самой стене вашего дома должна быть устроена дополнительная конструкция в виде деревянного бруса. Он может выполняться, в том числе и в виде выноса на уровень свеса фронтонов.
- Подшивка по «кобылкам» или стропилам. Данны вариант будет отличным для крыши, которая имеет незначительный уклон. Но очень сложно придать идеальную ровную поверхность в местах края стропил. Здесь в качестве элементов применяются обрезки досок, которые и фиксируются к стропилам.
Чтобы подшить свес кровли можно применять совершенно различные варианты материалов. Но большую популярность играют следующие из них: перфорированные софиты, вагонка (деревянная, пластиковая или металлическая). Кроме этого отлично подойдет и профлист, имеющий к тому же и защитное покрытие из полимера. Данное покрытие играет не только защитную функцию, но и декоративную. Выбор аргументирован тем, что сразу же можно выделить следующие его положительные моменты:
- Прочность;
- Противостояние коррозии;
- Незначительный вес;
- Легкий монтаж и обработка.
↑ вернуться к содержанию
Этапы обшивки кровельных свесов
При выполнении любого вида монтажных работ по устройству кровли при помощи профнастила, а также всех ее составляющих, куда, в том числе входит и карнизный свес, лучше просмотреть видео. Каждое видео направлено на то, чтобы показать все нюансы и тонкости выполнения работ, а также и рассказать обо всем этом. Существует небольшая, но очень поучительная инструкция, по которой необходимо производить отделку кровельных свесом при помощи листов профнастила:
- Для прикручивания листа на каркас крыши следует использовать специальные шурупы. Все осуществляется параллельно стене и строго по карнизу.
- В местах стыка стены и профилированного листа необходимо прибегнуть к установке таких компонентов, как лобовые планки и внутренние уголки. К профнастилу мы прикручиваем уголки, а планки фиксируются на лобовую доску. Если брать во внимание внешний уголок, то он должен крепиться по внешним стыкам листа материала.
- Параллельно стене и по наружной части свеса должен монтироваться профнастил на фронтоне. После этого необходимо зафиксировать планки торцевые и не забыть про уголки. Чтобы у нас всегда оставалась на должном уровне вентиляция под кровлей, да и производство всех видов работ было гораздо проще и легче, ширина используемого профлиста должна быть буквально на несколько сантиметров меньше, чем ширина самих свесов.
Если при устройстве карниза крыши, где в качестве материала используется профнастил, имеющий огромную популярность при проведении различного вида строительных работ, вы будете точно следовать инструкции и требованиям, то в итоге получиться очень качественная и надежная конструкция. Крыша и сам дом будет отлично защищен от капризов природы и будет способен выводить конденсат наружу.
Даже самые мелкие моменты, правила ввинчивания саморезов, расположение листов и их крепление могут оказать существенное значение на итоговый результат. Без них обойтись никак нельзя.